рефераты по менеджменту

Система взаимоотношения и бюджета

Страница
5

Таким образом, наблюдается тенденция к тому, что налоги на потребление займут позицию, которую они занимали 50 лет назад, когда они были основным источником доходов в большинстве государств.

Самой крупной доходной статьей во многих зарубежных странах являются поступления от подоходного налога. Так, в среднем по странам ОЭСР они составляют около 30%. В отдельных странах поступления от подоходного налога значительно превышают эту величину, например, в Канаде, Дании, США, Швеции (Приложение №1). В последние годы имеет место устойчивая тенденция снижения максимальных ставок подоходного налога. Несмотря на это, доля поступлений подоходного налога с физических лиц практически осталась неизменной – около 10% ВВП. Это объясняется тем, что во многих странах снижение предельных ставок подоходного налога сопровождалось расширением налоговой базы за счет отмены ряда вычетов.

Наряду со снижением предельных ставок имеет место сокращение числа ступеней шкалы подоходного налога. Наиболее весомое их уменьшение произошло в следующих странах: Австрии – с 10 до 5, Бельгии – с 12 до 7, Канаде – с 10 до 4, Франции – с 12 до 4, Японии – с 15 до 5, Испании – с 34 до 17, США – с 14 до 5.

Следующая тенденция – рост взносов на социальное страхование. В настоящее время в среднем по странам ОЭСР поступления по ним практически сравнялись с поступлениями от подоходного налога. Несомненно, эта тенденция отражает такие глобальные изменения в мире, как старение населения, рост численности одиноких родителей, увеличение болезней, рост безработицы.

Взносы предпринимателей в фонды социального страхования, которые уплачиваются по твердой или пропорциональной ставке к фонду заработной платы, входят в издержки производства и связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы. Взносы предпринимателей являются весьма удобным налогом как для государства, так и для них самих. Для государства это важный источник налоговых доходов, для предпринимателей – средство уменьшения выплат по корпорационному налогу за счет сокращения облагаемой прибыли. Неудивительно, что доля этого налога весьма значительна и составляет в последние годы в США около 18%, в Великобритании – до 13%, а в Германии – более 25%.[8]

В целом, можно выделить следующие основные налоговые проблемы, общие для развитых стран:

- современные налоговые системы слишком сложны для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает различные способы уклонения от налогов;

- личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения;

- высокие маржинальные ставки налогов отрицательно влияют на принятие экономических решений. Налогоплательщики, попадающие в эту группу налогообложения, теряют стимулы к работе, проявляют интерес к подпольной экономике и сталкиваются с трудностями в накоплении сбережений;

- налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капитальных вложений и распределении ограниченных ресурсов;

- большие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения компаний вынуждают компании принимать решения об инкорпорации по налоговым причинам. Дискриминация дивидендов ведет к тому, что новые инвестиции предпочтительнее финансировать за счет заемных средств.

Несовершенство налоговых систем в перечисленных аспектах существовало всегда. Однако уменьшение возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию природных ресурсов сделало необходимость решения этих проблем более настоятельной и неотложной.

В отношении структуры налогов (прямых и косвенных) ключевой чертой многих реформ является введение или повышение роли налога на добавленную стоимость, так как по сравнению с подоходным этот налог является более нейтральным и поэтому считается, что он увеличивает стимулы к труду и сбережению, уменьшает сопротивление налогоплательщиков и затрудняет уклонение от налогообложения. Вместе с тем этот налог влечет за собой повышение административных издержек для налоговых властей и налогоплательщиков и может привести к росту регрессивности налоговой системы. По этим причинам некоторые страны отказались от введения НДС.

Этапы создания системы налогообложения России

Проведение налоговых преобразований в России было обусловлено переходом от системы централизованного планирования к ориентированной на рынок экономике. Это потребовало создания новой налоговой системы, в наибольшей степени приспособленной к условиям рынка и отвечающей общей задачи интеграции в мировую экономику. Уже в ходе самой реформы и применения нового законодательства появились потребности в упрощении системы, сокращении числа платежей и т.д. Но главная особенность переходного периода, по моему мнению, состояла в том, что это был этап радикальной реформы в области налогообложения.

Платежи из прибыли, вносимые предприятиями и организациями в бюджет до 1991г., по своей сущности, конечно, имели налоговый характер. Но они отличались от налогов отсутствием стабильности и порой административным диктатом. Устанавливаемые отраслевыми министерствами по согласованию с Министерством финансов СССР или республиками ежегодно меняющиеся ставки отчислений от прибыли (дохода) в отличие от фиксированной ставки налогообложения не заинтересовывали трудовые коллективы в улучшении финансовых результатов хозяйствования. Такой порядок способствовал внеэкономическому переливу прибыли, снижал эффективность использования финансовых ресурсов.

Финансовые взаимоотношения с предприятиями и организациями государство строило по принципу: изъять средства и перераспределить их через бюджет.

Перед финансовой системой ставилась конкретная задача: наполнить государственный бюджет, а затем перераспределить денежные ресурсы. В стране функционировала громоздкая, многовариантная система изъятия финансовых ресурсов в бюджет. Трудовым коллективам порой было трудно объяснить непомерный процент изъятия прибыли, особенно когда он превышал 70-90%. К тому же в старой системе практически действовали чисто административные, а не экономические регуляторы. Это способствовало возникновению определенных деформаций, в том числе в состоянии денежного обращения.

Очевидно, что в условиях рыночной экономики задача меняется. При сохранении в определенной мере фискальных функций, что неизбежно и необходимо, на первый план выдвигается проблема обеспечить равные финансовые условия в отношениях с государством всех хозяйственных структур независимо от формы собственности.

Анализ мирового опыта показывает, что налоговый механизм заключает в себе значительные возможности влияния на развитие общественного производства, его динамику, структуру, на ускорение научно-технического прогресса. В нашей стране в 20 веке эволюция налоговой системы происходила в прямо противоположном направлении по сравнению с развитыми зарубежными странами. Существовавшие в 20-х годах налоговые связи предприятий и организаций с бюджетом были заменены административным ненормированным распределением прибыли, полностью была утрачена самостоятельность субъектов хозяйствования в финансовой деятельности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту