- выраженной регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и социальные налоги в полной мере – почти 50%, НДС – 20%, акцизы и др.);[23]
- неравновесным возложением основного налогового бремени на производственные отрасли;
- тенденцией к расширению доли прямых налогов;
- исключением из налогообложения экономических выгод, извлекаемых в форме рублевых денежных доходов (например, в порядке прямого присвоения имущества, в виде наличных валютных доходов, через перевод средств на счета в зарубежных оффшорных зонах и т.д.).
Вместе с тем, российское правительство декларирует следующие цели экономической политики:
- высокая прогрессивность обложения особо больших, спекулятивных доходов;
- льготы в виде необлагаемого минимума для получателей низких доходов;
- максимально льготное налогообложение производственного сектора и низкооплачиваемого наемного труда (социальными налогами);
- льготное обложение основных продуктов потребления, входящих в необходимый минимум;
- льготные режимы обложения экспортной продукции перерабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслей;
- повышенное обложение прибылей и доходов, вывозимых за рубеж с целью содействия не с целью содействия экспорту;
- льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности.[24]
Следует сократить масштабы налоговой дифференциации в отношении налогоплательщиков в зависимости от источника их доходов.
Последовательное соблюдение принципа нейтральности позволит значительно расширить базу налогообложения, а, следовательно, появится возможность снижения налоговых ставок.
Следующей долгосрочной целью налоговых реформ в России должно стать поощрение инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-технической и коммерческой деятельности. Мировой опыт налоговых реформ последнего десятилетия наглядно продемонстрировал, что достижение этой цели напрямую зависит от предоставляемой налогоплательщиков степени свободы в возможности распоряжаться своими доходами.
Одной из фундаментальных положений рыночной экономики следующая: прибыли и высокие доходы в значительной мере отражают позитивный вклад отдельных людей и организаций в материальное благосостояние общества в результате проявления ими большей инициативы, готовности взять на себя больший риск и более удачных экономических решений. Этот факт требует признания того, что тот, кто получает наиболее высокие доходы, вне зависимости от того, юридическое это лицо или физическое, должен иметь возможность оставлять себе большую их часть и обладать наибольшей свободой распоряжения ими. Это поощряет наиболее способных предпринимателей расширять сферу своей деятельности, а, следовательно, поощряет инвестирование прибылей в перспективные направления развития производства.
Невозможно обойти стороной и то обстоятельство, что в условиях переходной экономики существует своя специфика получения высоких доходов. Так, у некоторых лиц или организаций появляются возможности использования несовершенства рыночных отношений для получения значительных прибылей, включая преимущества в доступе к информации, использование несовершенства законодательства, монопольное положение на рынке и т.п. Существующий опыт показывает, что признание правомерности подобных доходов через налоговую систему вызывает у населения недоверие к рыночной экономике и критику в ее адрес. Однако имеющее место в ряде бывших соцстран стремление наказать тех, кто получает «нечестную прибыль» средствами налоговой политики, может способствовать осуществлению таких направлений реформирования налоговых систем, которые имели бы серьезные негативные последствия в долгосрочном плане.
Важным элементом поощрения инвестиционной активности в системе отношений предприятия и государства является (широко практикуемое в странах Западной Европы, США, Японии) смещение акцента с обложения доходов предприятий на доходы с физических лиц как в сфере прямого, так и косвенного налогообложения.
Важно акцентировать внимание и на том, что для стран с традиционно централизованной экономикой такое определение одной из главных целей налоговой политики отнюдь не согласуется с традиционными подходами. В СССР незначительное число предприятий обеспечивало непропорционально высокую долю налоговых поступлений. С уменьшением роли крупных предприятий и ростом денежных доходов частных лиц, а также увеличением числа малых и средних фирм такое положение начинает меняться.
Очевидно, что такая коренная перестройка структуры налогообложения неизбежно потребует времени. Она, на мой взгляд, должна быть связана с процессом роста доходов основной части населения, формированием так называемого среднего класса, снижением расслоения в обществе, однако, как показывает весь мировой опыт налоговых реформ последних лет, она неизбежна, так как только такая структура налогов обеспечивает устойчивый рост эффективности общественного производства.
Учитывая вышеизложенное, необходимо учесть, что население гораздо более охотно платит налоги на потребление (или косвенные), чем налоги на личные доходы (или прямые). Умение законодателей разумно варьировать эти статьи налогообложения населения позволит менее болезненно обеспечить переход от преимущественного налогообложения прибыли предприятий и преимущественному налогообложению частных лиц.
Итак, в настоящее время в Российской Федерации проводится масштабная налоговая реформа. Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Мне хотелось бы назвать основные долгосрочные ориентиры налоговой реформы в России:
- реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам;
- выравнивание условий налогообложения, которое обеспечивается отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;
- упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов - обеспечение нейтральности налогообложения, реализация принципа «равный налог на равный доход»;
- последовательное расширение базы налогообложения, сопровождаемое снижением величины и уровня дифференциации налоговых ставок;
- поощрение инвестиционной активности равнозначно во всех сферах производственной, научно-технической и коммерческой деятельности;
- смещение акцента с обложения доходов предприятий на доходы с физических лиц;
- переход от приоритетной роли налогов на производство к налогам на потребление, в первую очередь посредством развития всеохватывающей системы косвенного налогообложения.[25]
В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер.