Второй принцип — непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории, имея в виду стилистику формулировки вопросов.
Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию.
Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».
Пятый принцип, касается распределения опросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего — завершающая «паспортичка».
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:
(а) Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, — гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.
(б) Вступительные вопросы выполняют две функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны появляться трудные или беспокоящие вопросы. Нельзя начинать опрос с «паспортички», которая вообще тревожит некоторых людей. Наиболее острые или интимные вопросы располагают в последней трети листа.
(в) Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух.
(г) «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лаконична, не требует особого напряжения и свидетельствует о завершении опроса.
(д) Обычно в заключение выражается благодарность за сотрудничество в проведении опроса.
Проба анкеты («пилотаж»). Любой исследовательский инструмент, как мы уже знаем, проходит проверку на его обоснованность.
Рассмотрим типичные недостатки, обнаруживаемые путем пилотажного исследования, и их внешние признаки:
1.нелогичность и пропуски в ответах, отсутствие порядка в комментариях на открытые вопросы: исследователь не учел различия в уровне культуры, компетентности и образования опрашиваемых;
2.большой процент отвечающих «не знаю», «не могу сказать», «не понял» (превышает 5—7% численности опрошенных) говорит о том, что: (а) вопрос или варианты ответов на него туманны, непонятны; (б) слишком сложны для аудитории, не отвечают ее опыту и знаниям;
3.множество дополнительных комментариев и замечаний к вопросам, где они не предусмотрены: в закрытых вопросах не полностью развернуто содержание возможных ответов.
4.существенные изменения в содержании ответов, если порядок ;
вопросов и вариантов ответов на них изменяется. Следует в массовом опросе применять технику «блокирования» и перестановки блоков для разных подвыборок опрашиваемых;
5.наконец, чрезмерная численность вовсе уклоняющихся от участия в опросе (больше 5%) свидетельствует: о нетактичности, необщительности интервьюера, неудачности общего плана опроса или о том, что неблагоприятна сама ситуация опроса.[13]
Анализ документов
Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением.
Анализ документов может не только выступать вспомогательным методом сбора информации, как на стадии подготовки исследования, но и быть основным методом сбора информации. Это происходит в следующих ситуациях:
⇒ когда нужно изучить и понять прошлое (в т.ч. прошлое объектов, существующих в настоящем).
⇒ требуется предотвратить изменение поведения изучаемого объекта в связи с исследованием. Документы отражают уже свершившиеся события, соответственно, риск влияния самого факта исследования или исполнителей исследования на получаемые данные стремится к нулю.
⇒ проводится повторное и/или оценочное исследование. Смысл повторных исследований – отслеживание изменений объекта. Чтобы обнаружить последние, нужно иметь базу для сравнения, а база содержится именно в документах.
⇒ существует дефицит исследовательских ресурсов. Анализ документов – самый недорогой способ сбора данных.
Основное достоинство анализа документов – он позволяет исследовать объекты, мало доступные в пространстве и/или во времени.
Первое «золотое правило» в работе с документами (да и вообще со всякой информацией) — четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, о которой высказано мнение или оценка. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла высказанных оценок и мнений.
Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составлений, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характера его окружения — вот те факторы, от которых зависит достоверность информации из личных документов.[6]
Качественный анализ документов
• Иллюстративный метод (метод примеров) – в документах специально подбирают примеры, подтверждающие гипотезы исследования. Метод применим в первую очередь для формирования концепций, доказательная же сила его незначительна.
• Типологический анализ – выявление моделей социальной жизни, в т.ч. типов личности, обобщённых способов поведения, жизненных схем и т.п. Для этого с помощью теоретических понятий предварительно разрабатывается классификация типов. Затем содержание документов соотносится с этой классификацией.
• Исторический анализ (аналитическая история) – использование свидетельств и событий, зафиксированных в документах, для выработки обобщенного понимания изучаемой проблемы.
Выделяют такие разновидности количественного анализа документов, как контент-анализ и анализ статистики (изучение собственно количественных данных, содержащихся в документе).
Контент-анализ – перевод послания, зафиксированного в документе, в набор количественных показателей, отражающих искомую характеристику. Этот метод базируется на представлении о том, что используемые в сообщениях отдельные слова, словосочетания, выражения, изображения, частота их повторов, последовательность упоминания не случайны, а зависят от определённых факторов. Факторы можно обнаружить и понять, вскрыв структуру содержания документа путём подсчёта частоты появления тех или иных употребляемых символов. Основой контент-анализа выступает кодирование как “объективное, систематическое количественное описание любого символического поведения”[6]
Применение статистических показателей