рефераты по менеджменту

Разработка системы KPI

Страница
6

Второй принцип — непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории, имея в виду стилистику формулировки вопросов.

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную ин­формацию.

Четвертый принцип — смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

Пятый принцип, касается распределения опросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, да­лее следуют более сложные (желательно событийные, не оценоч­ные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сло­жные вопросы (один-два), после чего — завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты та­кова:

(а) Введение, в котором указано: кто (организация или науч­ное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использо­ваны данные; если требуется по содержанию вопросов, — гаран­тия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и способе ее возврата.

(б) Вступительные вопросы выполняют две функции: заинте­ресовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу. Поэтому в начале текста ни в коем случае не должны по­являться трудные или беспокоящие вопросы. Нельзя начинать опрос с «паспортички», которая вообще тре­вожит некоторых людей. Наиболее острые или интимные вопросы располагают в по­следней трети листа.

(в) Заключительные вопросы по содержанию темы должны быть относительно нетрудными, так как надо учесть, что, работая с анкетой, люди постепенно утомляются. Здесь хороши шкалы оценок и другая информация в закрытых вариантах. Открытые вопросы, требующие пространных комментариев, располагают ближе к середине анкеты; как контроль они разрешаются и в конце, но не более одного-двух.

(г) «Паспортичка» занимает последнюю страницу. Она лако­нична, не требует особого напряжения и свидетельствует о за­вершении опроса.

(д) Обычно в заключение выражается благодарность за со­трудничество в проведении опроса.

Проба анкеты («пилотаж»). Любой исследовательский инст­румент, как мы уже знаем, проходит проверку на его обоснован­ность.

Рассмотрим типичные недостатки, обнаруживаемые путем пи­лотажного исследования, и их внешние признаки:

1.нелогичность и пропуски в ответах, отсутствие порядка в ком­ментариях на открытые вопросы: исследователь не учел различия в уровне культуры, компетентности и образования опрашивае­мых;

2.большой процент отвечающих «не знаю», «не могу сказать», «не понял» (превышает 5—7% численности опрошенных) гово­рит о том, что: (а) вопрос или варианты ответов на него туман­ны, непонятны; (б) слишком сложны для аудитории, не отвеча­ют ее опыту и знаниям;

3.множество дополнительных комментариев и замечаний к во­просам, где они не предусмотрены: в закрытых вопросах не полностью развернуто содержание возможных ответов.

4.существенные изменения в содержании ответов, если порядок ;

вопросов и вариантов ответов на них изменяется. Следует в мас­совом опросе применять технику «блокирования» и перестановки блоков для разных подвыборок опрашиваемых;

5.наконец, чрезмерная численность вовсе уклоняющихся от уча­стия в опросе (больше 5%) свидетельствует: о нетактичности, не­общительности интервьюера, неудачности общего плана опроса или о том, что неблагоприятна сама ситуация опроса.[13]

Анализ документов

Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением.

Анализ документов может не только выступать вспомогательным методом сбора информации, как на стадии подготовки исследования, но и быть основным методом сбора информации. Это происходит в следующих ситуациях:

⇒ когда нужно изучить и понять прошлое (в т.ч. прошлое объектов, существующих в настоящем).

⇒ требуется предотвратить изменение поведения изучаемого объекта в связи с исследованием. Документы отражают уже свершившиеся события, соответственно, риск влияния самого факта исследования или исполнителей исследования на получаемые данные стремится к нулю.

⇒ проводится повторное и/или оценочное исследование. Смысл повторных исследований – отслеживание изменений объекта. Чтобы обнаружить последние, нужно иметь базу для сравнения, а база содержится именно в документах.

⇒ существует дефицит исследовательских ресурсов. Анализ документов – самый недорогой способ сбора данных.

Основное достоинство анализа документов – он позволяет исследовать объекты, мало доступные в пространстве и/или во времени.

Первое «золотое правило» в работе с документами (да и вооб­ще со всякой информацией) — четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью и надежностью. Нередко в документе отсутствует детальная характе­ристика ситуации, о которой высказано мнение или оценка. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла вы­сказанных оценок и мнений.

Проверка подлинности документа, анализ мотивов, побуждений, условий его составлений, целевой установки автора, ситуации, в которой он действовал, характера его окружения — вот те факто­ры, от которых зависит достоверность информации из личных документов.[6]

Качественный анализ документов

• Иллюстративный метод (метод примеров) – в документах специально подбирают примеры, подтверждающие гипотезы исследования. Метод применим в первую очередь для формирования концепций, доказательная же сила его незначительна.

• Типологический анализ – выявление моделей социальной жизни, в т.ч. типов личности, обобщённых способов поведения, жизненных схем и т.п. Для этого с помощью теоретических понятий предварительно разрабатывается классификация типов. Затем содержание документов соотносится с этой классификацией.

• Исторический анализ (аналитическая история) – использование свидетельств и событий, зафиксированных в документах, для выработки обобщенного понимания изучаемой проблемы.

Выделяют такие разновидности количественного анализа документов, как контент-анализ и анализ статистики (изучение собственно количественных данных, содержащихся в документе).

Контент-анализ – перевод послания, зафиксированного в документе, в набор количественных показателей, отражающих искомую характеристику. Этот метод базируется на представлении о том, что используемые в сообщениях отдельные слова, словосочетания, выражения, изображения, частота их повторов, последовательность упоминания не случайны, а зависят от определённых факторов. Факторы можно обнаружить и понять, вскрыв структуру содержания документа путём подсчёта частоты появления тех или иных употребляемых символов. Основой контент-анализа выступает кодирование как “объективное, систематическое количественное описание любого символического поведения”[6]

Применение статистических показателей

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту