Технические средства управления – аппаратура приёма и обработки информации, техника умственного труда, и она жизненно необходима всем, кто работает с информацией. Чем совершеннее эта техника и чем лучше руководитель умеет ею пользоваться, тем эффективнее технология управления, организация управленческого труда и сам процесс управления. Эффективность применения комплекса технических средств (КТС) управления зависит от нескольких условий. Во-первых, от возможностей и качества самой компьютерной техники и средств телекоммуникаций. Во-вторых, от совершенства программного обеспечения и, наконец, от профессиональной подготовленности пользователей этих программных средств и КТС.[14]
Современные средства компьютерной техники могут быть классифицированы следующим образом:
персональные компьютеры – этовычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного рабочего места управленческого работника;
корпоративные компьютеры (mainframe) – это вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих управленческих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов. Область использования таких компьютеров – реализация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях, организация информационных систем (биржевые, банковские системы);
суперкомпьютеры – это вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов, которые используются в военной и космической областях деятельности, фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды.
Программные средства современных информационных технологий в целом разделяются на системные и прикладные.
Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых и включают в себя:
· тестовые и диагностические программы;
· антивирусные программы;
· операционные системы;
· командно-файловые процессоры (оболочки).
Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом:
· системы подготовки текстовых документов;
· системы обработки финансово-экономической информации;
· системы управления базами данных (СУБД);
· личные информационные системы;
· системы подготовки презентаций;
· системы управления проектами;
· экспертные системы и системы поддержки принятия решений (СППР);
· системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления;
· прочие системы.[15]
Возможности некоторых программных продуктов рассмотрены в приложении А.
Одной из наиболее часто встречаемых систем является автоматизированная система управления (АСУ).
Автоматизированные системы управления – человеко-машинные советующие системы, в которых компьютер выполняет функции сбора, хранения, обработки и выдачи информации, но принятие оперативного решения остаётся за человеком. Общая схема функционирования организации с использованием АСУ графически представлена на рисунке 6.
АСУ состоит из двух основных частей: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть представляет собой комплекс задач и подсистем, созданных для оптимального управления объектом. Декомпозиция АСУ на составляющие её подсистемы производится по функционально-организационному признаку с учётом действующей структуры и особенностей объекта управления (типа предприятия, характера производства, действующей системы управления).
Обеспечивающая часть АСУ состоит из информационного, технического, программного, организационного и правового обеспечения. Наиболее сложной составляющей обеспечивающей части АСУ является программное обеспечение, т.е. совокупность компьютерных программ и алгоритмических языков, обеспечивающая функционирование комплекса технических средств.[16]
Различают два основных типа систем управления:
1) Системы управления технологическими процессами в широком смысле этого слова, предназначенные для непосредственного управления производственными процессами на физическом уровне процесса;
2) Системы информационного управления, имеющие дело с объектами организационной природы, предназначенные для решения задач управления таких объектов управления, как крупные технические подразделения, военные, строительные и иные объекты разных рангов.
Главное отличие между ними заключается в характере объекта управления. В первом случае это всевозможные установки, приборы, станки и прочее, во втором – прежде всего люди.
Другое отличие между указанными системами заключается в форме передачи информации. Если в системах управления технологическими процессами основной формой передачи информации являются различного рода сигналы, то в системах организационного управления это документы. Чёткую границу между двумя рассматриваемыми типами систем провести невозможно, чаще всего передача информации осуществляется как с помощью документов, так и с помощью сигналов.
Несмотря на определённые трудности связанные с вводом АСУ, её внедрение позволяет увеличить прибыль, объём выпуска продукции, фондоотдачу и снизить трудоёмкость процесса управления. К сожалению, основные трудности возникают не при разработке программного обеспечения, а при подготовке персонала организации к режиму работы в условиях функционирования АСУ. Опыт показывает, что при внедрении новаций (АСУ, нового программного оснащения или новых ПЭВМ) у сотрудников возникает психологический барьер т.к. это ломает их старые методы работы. Но с другой стороны, внедрение ПЭВМ и новейшего программного обеспечения формирует новый тип руководителя которому доступно широкое информационное поле и качественно новые виды коммуникаций.
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧЕГО МЕСТА МЕНЕДЖЕРА
Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для её решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания.
Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершён, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации.
Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учёта, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы.