На следующем этапе предприятие должно для себя решить вопрос: купить готовую АСУ, поручить разработку системы сторонней организации или выполнить эту работу силами собственного отдела автоматизации?
Как правило, в большинстве случаев на рынке можно найти программу, в которой уже реализовано не меньше 80% всех необходимых предприятию функций. А остальные 20% могут доработать либо сами поставщики, либо служба автоматизации, так как практически все программы предусматривают настройку под особенности бизнес-процессов конкретного предприятия. А в некоторых даже есть возможность расширения их функциональности.
Основные «плюсы» построения системы управления посредством покупки готового решения:
«Минус» у этого пути такой: придется адаптировать сложившуюся структуру управления предприятием под требования АСУ. Часто автоматизированные системы внедряются именно для изменения системы управления. Это в основном касается АСУ, которые поддерживают уже ставшие стандартными в международной практике методики управления ресурсами предприятия: бюджетирование, планирование потребностей в производственных ресурсах, управление проектами и т.д. Только в том случае, если найти подходящее готовое ПО не удалось, стоит рассматривать вариант его разработки по индивидуальным требованиям предприятия. Очевидное преимущество такого способа - предприятие получит ИС, которая полностью соответствует сложившейся системе управления. Но здесь существует обратная сторона медали:
Поэтому при выборе поставщика ПО очень важно оценить его финансовую стабильность и прочность положения на рынке.
АСУ, которая одинаково хорошо подходит и малому торговому предприятию, и международной финансово-промышленной группе, еще не создана. Поэтому при выборе системы следует определить, какие именно АСУ максимально соответствуют масштабам и специфике предприятия. Выбор нужно производить среди систем одного или близких классов. Иначе неизбежна ситуация (нередко описываемая в российской прессе), когда в тендере на выполнение работ по автоматизации среднего промышленного предприятия одновременно принимают участие SAP, Platinum, "Парус" и "1С".
Учитывая особенности проектов внедрения информационных систем в Украине, необходимо сосредоточить внимание на следующих моментах:
Все это хоть и не гарантирует успеха проекта, но максимально повышает его вероятность.[26]
Заключение
Итак, на основании всего, вышеизложенного можно сделать следующий вывод: поставленные проблемы, то есть организация рабочего места менеджера и обеспечение процесса принятия решения информацией, - вполне решаемы при помощи современной электронно-вычислительной техники, автоматизации рабочих мест (как аппарата управления, так и рабочих мест рядовых исполнителей), создания различных баз данных и информационно-вычислительных сетей, разработки и внедрения автоматизированных систем управления (как предприятием, так и отдельными технологическими процессами). Основные проблемы связанные с, внедрением и эксплуатацией, функциональное назначение, принципы работы таких систем, описаны в дипломном проекте.
Проведённое исследование показало пути оптимизации процесса информационного обеспечения менеджера. Также были выявлены основные тенденции развития автоматизированных систем управления, рассмотрены наиболее рациональные способы организации рабочих мест менеджеров.
Данная работа выявила следующее - автоматизация отдельного рабочего места в частности и любого предприятия в целом позволяют довольно просто, а главное быстро собирать, обрабатывать и анализировать существующую информацию. А внедрение автоматизированных систем управления также позволяет существенно облегчить процесс принятия решений для руководителей всех уровней. Внедрение описанных выше систем требует достаточно больших вложений, но они, несомненно, с лихвой окупаются, по расчетам специалистов в срок от 1 года до 1,5 лет. Ведь, как говорится, кто владеет информацией, тот владеет ситуацией, кто владеет ситуацией, тот владеет всем.
Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы, к сожалению, имеет и свои недостатки. Одним из таких недостатков является необходимость получения новых знаний как руководителями так и рядовыми сотрудниками для того, чтобы использовать предложенные средства наиболее эффективно, что требует довольно таки много времени. С другой стороны полная или частичная автоматизация процесса принятия решений порождает много проблем социального плана. В частности это приводит к сокращению времени, которое затрачивается на общение с другими людьми. Это, как утверждают психологи, плохо влияет на психологическое состояние человека и снижает его желание работать в подобном режиме, и, следовательно, к уменьшению эффективности работы. Но эта проблема подробно не рассматривалась, поскольку её решение - задача не входящая в рамки этого дипломного проекта.
Проблемы рассмотренные в данном исследовании и пути их решения к сожалению не исчерпывают всего комплекса вопросов, касающихся сущности, содержания и механизмов организации рабочих мест и информационного обеспечения управленческих работников. Эта работа представляет собой лишь попытку изучения вышеизложенных проблем, но поскольку они касаются непосредственно каждого менеджера рекомендации по их решению могут оказаться весьма полезными. Так как развитие передовых технологий в области электроники и управления постоянно выдвигает новые теоретические проблемы, требующие постоянного анализа, и выработки практических рекомендаций тема данного диплома не потеряет своей актуальности и будет разрабатываться и далее.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
в том числе проведение анализа | ||||||||||||||||
Программный продукт | Анализ использования ресурсной базы предприятия | Финансовый анализ |
структуры финансовых результатов |
динамики финансовых результатов |
вертикального анализа бухгалтерского баланса |
ликвидности |
платёжеспособности и финансовой устойчивости |
оборачиваемости средств и капитала |
рентабельности |
движения денежных средств |
Корректировка стоимостных показателей информационной базы |
Графическое представление результатов анализа |
Автоматическое формирование выводов по результатам анализа |
Использование в анализе данных внутреннего учёта и внутриучётной информации | ||
ретроспективный анализ | прогнозный анализ | ретроспективный анализ | прогнозный анализ | |||||||||||||
1. Audit Expert | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ± |
2. Project Expert | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
3. ИНЭК-АФСП | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - |
4. ИНЭК-Аналитик | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
5. ИНЭК-Инвестор | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
6. Бизнес-план | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + |
7. БЭСТ-Офис | + | - | + | - | + | + | + | + | + | + | ± | - | - | + | ± | + |
8. Экспресс-анализ | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | ± | - | - | + | ± | - |
9. Альт-Финансы | - | - | + | - | + | + | + | + | + | ± | ± | ± | ± | + | - | ± |
10. Альт-Инвест | - | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | ± | + | ± | + | - | - |
11. Альт-Прогноз | - | + | + | + | + | + | + | + | + | ± | ± | + | ± | + | - | - |
12.Финансовый анализ (ДИЦ) | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - |
13. Галактика | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + |
14. NS2000 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + |
15. Бюджетное управление для 1С-Предприятия | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | + | - | + |