Следует отметить, что комплекс работ по созданию АСУ довольно широк и контроль за его проведением требует постоянного внимания со стороны руководства предприятия, на котором будет внедряться система.
Сегодня создание АСУ ТП может осуществляться двумя путями:
1. новые сложные технологические процессы, агрегаты и производства должны проектироваться с применением автоматизированных систем управления технологическими процессами. АСУ являются продукцией производственно-технического назначения, входят как комплектующие изделия в автоматизированные технологические комплексы (АТК) и поставляются в соответствии с техническими условиями на данный вид продукции. Ответственной за создание АТК, включая системы управления, является организация - головной разработчик (генпроектировщик) комплекса;
2. создание АСУ для действующих технологических комплексов. В этом случае внедрение АСУ относится к техническому перевооружению производства и ответственность за него несёт само предприятие. Разработка системы может осуществляться либо силами самого предприятия, либо специализированной организацией.
Создание АСУ включает в себя большой круг разнородных работ: разработку системы, конструирование специализированных приборов и средств автоматизации, проектирование помещений для ЭВМ, подготовку обслуживающего персонала и операторов - технологов, комплектацию технических средств, монтаж и наладку системы, её сдачу и эксплуатацию. Все эти работы должны быть чётко скоординированы единым планом-графиком. Как правило создание АСУ средней сложности занимает 3-4 года.[18]
Рассматриваемые пути создания и развития систем управления предприятием позволяют отметить следующие тенденции:
Данная глава была посвящена практике организации рабочих мест менеджеров с использованием передовых информационных технологий. Рассмотрен исторический аспект организации рабочего места руководителя с использованием технических и электронных средств обработки информации. Были выявлены преимущества и недостатки внедрения подобных новаций, а так же тенденции развития автоматизированных систем управления. Проведено исследование проблем связанных с внедрением и эксплуатацией АСУ и обработкой информации необходимой для принятия управленческих решений. Были намечены пути оптимизации информатизации управленческой деятельности, которые подробнее будут рассмотрены в третьей главе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРА.
В настоящее время в связи с почти повсеместной ликвидацией внутренней курьерской связи документы редко передаются из одного подразделения в другое через службу документационного обеспечения управления (СДОУ) – чаще секретарями руководителей или самими сотрудниками, но с обязательным информированием СДОУ о местонахождении документа. В обоих случаях в информационно-поисковую систему (регистрационную форму или автоматизированную базу данных) должны быть внесены изменения с указанием даты их внесения.
Для оптимизации документопотоков целесообразно также установить единый порядок передачи документов для обработки, например через лицо, ответственное за документационное обеспечение в структурном подразделении.
Ознакомление ряда должностных лиц с одним экземпляром документа следует поручать специально выделенному сотруднику, а если это не представляется возможным – составить график сроков и последовательности прохождения документа в организации. Этот график может быть принят руководителем СДОУ по согласованию с руководителем организации как типовой.
Такой же типовой график может быть разработан для ознакомления с текущей информацией вместо подготовки и распространения в организации различного рода типовых приглашений на собрания, заседания и другие мероприятия.
Значительную часть документооборота организации составляют различного рода проекты документов, требующие согласования, подписания или утверждения. Хотя все эти этапы оформления документов могут быть закреплены в табеле форм документов, осуществляются они, как правило, сотрудниками подразделения, готовящего документ, а СДОУ только контролирует сроки и правильность (полноту) их оформления при регистрации.
Для оптимизации и сокращения документопотоков целесообразна разработка технологических инструкций (схем), в которых в наглядной графической форме определена последовательность подготовки проектов наиболее распространённых документов, их согласования, подписания и утверждения. На схемах могут указываться альтернативные решения, местонахождение конкретных должностных лиц и даже часы приёма по данному вопросу.[20]
Обработку исполненных и отправляемых документов также целесообразно централизовать в единой экспедиции предприятия.
Для отправки должны приниматься только полностью оформленные, подписанные и зарегистрированные документы в количестве экземпляров, обеспечивающем подшивку обязательного экземпляра в дело и отправку по всем указанным адресам рассылки.
При сдаче документа на отправление или исполненного документа исполнитель обязан указать, в какое дело согласно номенклатуре дел он должен быть помещён.
При приёме на отправку документа-ответа должно быть проверено возвращение для подшивки в дело вместе с копией инициативного документа.
Недооформленные, неправильно оформленные и некомплектные документы СДОУ должны быть возвращены исполнителю. Срок исполнения должен быть продлён на время доработки документа и отражать окончательную передачу документа на отправление для экспедиционной обработки.
Экспедиционная обработка отправляемых документов должна включать в себя сортировку, упаковку, оформление почтового отправления и сдачу в отделение связи. Она осуществляется в соответствии с действующими Правилами оказания услуг почтовой связи и должна проводиться в тот же день или не позднее следующего рабочего дня.