СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ. По достижении среднего возраста организация увеличивается в размерах, занимает устойчивое положение на рынке. В компании развивается бюрократия, разделение труда носит экстенсивный характер, формализуется политика и распределение ответственности. В управлении персоналом широко используются правила и должностные инструкции. В производстве и маркетинге заняты специалисты-профессионалы. В отделах и подразделениях вводятся системы управления бюджетом, учетом и заработной платой. Высшее руководство делегирует ответственность функциональным отделам, что может привести к уменьшению степени гибкости и снижению инновационной активности.
ЗРЕЛОСТЬ. Как правило, зрелая организация отличается крупными масштабами и механистической вертикальной структурой. У нее есть все, что пожелает душа менеджера: большой бюджет, системы управления и контроля, правила, права, штат инженеров, бухгалтеров, финансистов, узкая специализация. Принятие решений строго централизовано. В этот момент существенно возрастает угроза застоя и загнивания организации. Для того чтобы противостоять жесткой вертикальной иерархии, необходимо активизировать инновационный процесс, ликвидировать разделяющие отделы «стены», децентрализовать процесс принятия решений, создать команды, специальные группы, учредить должности менеджеров-интеграторов.
ДВИЖЕНИЕ ПО ТРАЕКТОРИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА. Для каждой организации характерны специфические темпы развития. Переход от стадии к стадии зачастую сопровождается организационными кризисами. Привыкшие на первых этапах развития к неформальной атмосфере сотрудники, как правило, негативно воспринимают формализацию процедур, департаментализацию и организацию отделов. Неадекватной является и жесткая вертикальная структура на ранних стадиях развития и неформальная структура на более поздних этапах жизненного цикла, что негативно отражается в первую очередь на результатах деятельности организации.
Табл. 1.
Рождение |
Юность |
Средний возраст |
Зрелость | |
Размеры |
Небольшая |
Средняя |
Крупная |
Крупнейшая |
Бюрократия |
Отсутствует |
Предбюрократия |
Бюрократическая |
Забюрократизированная |
Разделение труда |
Перекрывающие друг друга задачи |
Несколько отделов |
Множество отделов, четко определенные задачи, организационная схема |
Повсеместное разделение труда, узкая специализация, формальные должностные инструкции |
Централизация |
Управление осуществляется одним лицом |
Управление осуществляется несколькими руководителями |
Децентрализация до уровня руководителей отделов |
Усиление децентрализации, чрезмерная нагрузка на высшее руководство |
Формализация |
Отсутствие письменных инструкций |
Ограниченный круг инструкций |
Формализация политики фирмы и принятых в ней процедур |
Повсеместная формализация, большинство видов деятельности регламентируются должностными инструкциями |
Административная система |
Секретарь, отсутствие штата специалистов-профессионалов |
Увеличение числа конторских служащих и обслуживающего персонала, узкий круг специалистов-профессионалов |
Увеличение штата специалистов-профессионалов |
Огромное множество профессиональных и обслуживающих отделов |
Внутренние системы (информационная, бюджетная, планирования) |
Отсутствует |
Жесткий бюджет и информационная система |
Контрольные системы на местах – отчеты финансовые, операционные, о результатах деятельности |
Повсеместные - системы планирования, финансирования и персонала |
Горизонтальные команды, специальные группы |
Отсутствует |
Только для высших руководителей |
В отдельных случаях - менеджеры-интеграторы и специальные группы |
Часто на низших уровнях в целях разрушения бюрократических барьеров |
IV. ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА И УСЛУГ.
Технологии включают в себя знания, предметы и орудия труда, методики и виды деятельности, направленные на преобразование входящих ресурсов организации в выпуск. К технологии относятся также оборудование, квалификация персонала и рабочие процедуры. Как правило, технологию рассматривают как «рабочий поток». Производственный рабочий поток может сводиться, например, к изготовлению стальной отливки, телевизионных программ или компьютерного программного обеспечения.
Значение технологии производства объясняется ее существенным влиянием на организационную структуру, которая должна соответствовать технологии, внешней среде и размерам компании. Но в сфере производства и в сфере услуг используются принципиально различные технологии.
Характеристики технологии и наиболее адекватные им структуры:
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА. Исходя из типа технологии рабочего потока, компании-производители подразделяются на три основные категории:
1. Мелкосерийное, или единичное, производство. Мелкосерийное производство предполагает выпуск по спецификациям заказчика товаров партиями в количестве от одной до нескольких единиц продукции, когда каждый клиент заказывает единственный в своем роде продукт. Данная технология также используется для производства таких уникальных продуктов, как управляемое компьютерами оборудование. Мелкосерийное производство близко традиционному высококвалифицированному ремесленному труду, так как основная роль в производственном процессе принадлежит использующим машины и оборудование сотрудникам. Примеры мелкосерийного производства: сшитая на заказ одежда, космические корабли и спутники, подводные лодки.
2. Крупносерийное, или массовое, производство. Технология массового производства характеризуется стандартизованными производственными циклами. Продукция выпускается крупными партиями, все потребители получают один и тот же товар. Стандартные продукты отправляются на склад готовой продукции и поступают в продажу по мере предъявления спроса. Данная технология предполагает широкое использование машин и оборудования, предназначенных для выполнения основной массы работ, сотрудники, как правило, лишь «дополняют» средства производства. Примеры: конвейеры автомобильных заводов, технологии, используемые для изготовления табачных продуктов, текстиля.