4. Обеспечьте все необходимые инструкции. Успешное делегирование предполагает получение сотрудником информации о том, что, когда, где, почему, кто и как. Подчиненный должен четко и ясно осознавать свою задачу и ожидаемые результаты. Возможно, следует специально записать условия передачи полномочий (дополнительные ресурсы, форма и сроки отчетности).
5. Устойчивая обратная связь. Коммуникативные каналы призваны гарантировать подчиненным возможность получения ответов на возникающие вопросы, советов. Не следует злоупотреблять контролем. Открытые коммуникативные линии повышают степень доверия менеджеров к подчиненным, и наоборот.
6. Оценка и вознаграждение. Менеджер должен оценивать исключительно результаты подчиненных, а не методы выполнения рабочих заданий. Если результаты не соответствуют ожиданиям, руководитель оценивает возможные последствия. Если они отвечают ожидаемым показателям, менеджер должен вознаградить работников (благодарность, премия).
Понятия централизации и децентрализации относятся к иерархическим уровням принятия управленческих решений. Централизация означает, что властные полномочия по принятию решений концентрируются на верхних уровнях управления организации. При децентрализации властные полномочия по принятию решений смещаются в направлении нижних уровней организации. Децентрализация уменьшает нагрузку на высшее руководство, позволяет более эффективно использовать квалификацию и способности работников, способствует принятию решений на местах хорошо информированными сотрудниками, позволяет ускорить реакцию организации на внешние изменения.
К факторам, определяющим соотношение централизации и децентрализации, относятся следующие:
1. Необходимость проведения радикальных изменений и высокий уровень неопределенности внешней среды благоприятствует децентрализации. В силу того, что большинство компаний оперируют в условиях интенсивной глобальной конкуренции, неопределенности внешней среды, они делают акцент на децентрализацию.
2. Соотношение централизации и децентрализации должно быть адекватным стратегии фирмы. Децентрализация адекватна корпоративной стратегии наделения властью, когда каждое отделение фирмы непосредственно взаимодействует с потребителями и получает возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям.
3. В период кризиса или в случае возникновения непосредственных угроз властные полномочия концентрируются в руках высших менеджеров организации.
Под формализацией понимается разработка менеджментом закрепленных в официальных документах формальных правил, политики, инструкций, процедур, описаний работ, наставлений, в соответствии с которыми осуществляется управление и контроль над деятельностью сотрудников. Такого рода документы дополняют организационную схему, описывая задачи, распределяя ответственность и полномочия по принятию решений. Во многих организациях степень формализации постепенно уменьшается, что благоприятствует повышению их гибкости, повышению скорости реакции на внешние изменения.
Фундаментальная характеристика организационной структуры – департаментализация, или разделение на отделы, которое является базисом для группировки отдельных должностей в отделы и отделов в организацию в целом. Менеджеры должны принять решение о том, как командная цепочка объединит сотрудников для выполнения поставленных перед ними рабочих задач. В соответствии с различным использованием командной цепочки в процессе формирования отделов выделяют пять основных подходов к разработке структуры организации: функциональный, дивизиональный, матричный, командный и сетевой.
Можно определить ряд требований, которым должна соответствовать оптимальная (на какой-то определенный отрезок времени) организационная структура:
а) прежде всего структура должна отражать цели и задачи организации, и, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями;
б) она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления;
в) обеспечивать взаимодействие всех элементов структуры, научно-технического, линейного и управленческого персонала;
г) структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать;
д) структура должна адекватно реагировать на изменения внешней среды.
Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.
Главная трудность при создании оргструктуры – это выбрать тот тип, который максимально отвечает условиям бизнеса и одновременно максимально использовать потенциал каждого человека.
Есть два глобальных типа:
1) механистические структуры;
2) органические структуры.
МЕХАНИСТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.
Механистические типы организационных структур используются, когда слабая конкуренция, стабильная технология и нет развития продукции.
I. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Функциональная структура (рис.1) предполагает, что группировка должностей в отделы осуществляется на основе близости видов деятельности, компетенций и использования ресурсов. Функциональная структура может рассматриваться как департаментализация в соответствии с организационными ресурсами, так как каждый тип функциональной деятельности (управление человеческими ресурсами, инженерная деятельность, производство) имеет отношение к специфическим, используемым для выполнения организационных задач ресурсам.
Рис.1. Функциональная оргструктура
Достоинства функциональной оргструктуры:
1. Эффективное использование ресурсов.
2. Углубление специализации и развитие.
3. Очень высокий профессионализм каждого работника.
4. Карьерный рост внутри функциональных отделов.
5. Руководство и контроль со стороны высшего менеджмента.
6. Высокая степень координации взаимодействий внутри функции.
7. Высокий уровень технического решения проблем.
Недостатки:
1. Слабые взаимосвязи между функциональными отделами.
2. Замедленная реакция на внешние изменения, проблемы в инновационной деятельности.
3. Решения принимаются на верхних уровнях иерархии, что обусловливает замедление процесса.
4. Трудности с распределением ответственности за устранение проблем.
5. До 35 % излишний персонал, который невозможно загрузить работой.
6. Ограниченное восприятие организационных задач работниками.
7. Проблемы с управлением общим обучением работников.
II. ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА.
Дивизиональная оргструктура (рис.2) возникает в тех случаях, когда в качестве основного критерия объединения работников в отдел выступает выпускаемая организацией продукция. В дивизиональной структуре подразделения являются автономными организационными единицами-производителями единичных продуктов. В каждом подразделении за счет организационных ресурсов создаются функциональные отделы, обеспечивающие производство товаров и услуг. Например, в функциональной структуре конструкторы и дизайнеры группируются в отделе исследований и разработок, где они и работают над всеми выпускаемыми организацией товарами. В дивизиональной структуре отделы исследований и разработок формируются в каждом подразделении, они имеют меньшую численность сотрудников, внимание которых концентрируется на одной товарной линии.