ВВЕДЕНИЕ
Организацию принято рассматривать как важнейшую характеристику всякой системы, отличающейся внутренней упорядоченностью частей. Важнейшим признаком организации является совместная деятельность людей, объединенных общими интересами, стремящихся к достижению как личных, так и общеорганизационных целей.
Организация предстает как социальная группа, структура которой основана на разделении труда, специфического для каждой отдельной организации. Кооперация действий отдельных членов организации является сознательной и предсказуемой. Структура связей между ее членами и между отдельными частями может направленно создаваться и перестраиваться. Поэтому важнейшая проблема организации – выбор рациональной организационной структуры управления. Успешное развитие и функционирование всякой системы управления в существенной мере зависит от научной аргументированности ее организационной структуры.
Структура управления – это состав подразделений аппарата управления, формы их специализации и взаимосвязи, определяющие отношения их соподчиненности как по вертикали, так и по горизонтали. Основные элементы оргструктуры – подразделение управления, ступень управления и связь между органами и работниками управления, наделенными определенными функциями. Связь обеспечивает взаимодействие элементов оргструктуры, ориентированное на достижение заданных целей.
Таким образом, оргструктура отражает упорядоченную совокупность субординированных и прочно связанных между собой элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
«Наилучшей является простейшая из организационных структур, способных решать стоящие задачи. Удачной делают организационную структуру проблемы, которые она не создает. Чем проще структура, тем меньше вероятность сбоев в ней».
Питер Друкер.
С проблемой организации структуры сталкивается любая компания. Нередко только реорганизация позволяет поддержать новую стратегию, приспособиться к изменяющимся рыночным условиям, внедрить инновационную технологию производства.
Под структурой управления организации понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. [2,111].
Обычно главный вопрос при создании структуры – какую модель управления принять. Можно, конечно, долго спорить о преимуществах плоской (с минимальным количеством управленческих уровней, когда топ-менеджер общается с подчиненными напрямую) или вертикальной структур управления. В плоской структуре руководитель держит руку на пульсе всех текущих дел, но чем больше организация, тем больше информации надо держать в голове. Вертикальная структура устраняет этот недостаток, поскольку ответственность и контроль распределяются по многочисленным «этажам». Однако такое управление ведет к тому, что фирма начинает плохо слушаться руля, не успевая быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации.
Организационная структура управления системой определяет функциональные взаимоотношения между ее элементами, формализует разделение обязанностей, иерархию подчиненности и ответственности, необходимую специализацию.
Непосредственно при создании оргструктуры учредители предприятия письменно записывают, какие виды деятельности будут выполнять. Затем группируют их, чтобы создать будущие отделы и бизнес-единицы.
Определяют тип ресурсов: люди, материалы, технологии, капитал, информация. Определив ресурсы, устанавливают нормы управляемости.
Норма управляемости определяет число сотрудников, непосредственно подотчетных одному менеджеру. Данная характеристика определяет степень, в которой менеджер отслеживает действия подчиненных. Норма управляемости не должна превышать семи подчиненных на одного менеджера. Сегодня во многих организациях она составляет 30-40 сотрудников.
Если менеджер постоянно тесно взаимодействует с подчиненными, норма управляемости невелика, в тех случаях, когда необходимость в непосредственных связях отсутствует, норма может быть увеличена. К факторам, воздействующим на увеличение нормы управляемости, относятся:
1. Стабильный, рутинный характер выполняемых подчиненными заданий.
2. Выполнение сотрудниками однотипных рабочих заданий.
3. Все подчиненные находятся в одном помещении.
4. Сотрудники весьма опытны, жесткий контроль над их деятельностью нецелесообразен.
5. Выполнение рабочих заданий регламентируется правилами и процедурами.
6. Менеджер имеет доступ к системам поддержки и решению кадровых вопросов.
7. Отсутствует острая необходимость в осуществлении не связанных с непосредственным управлением персоналом функций (координации действий с другими отделами или планировании).
8. Индивидуальные предпочтения и стиль руководства менеджера адекватен высокой норме управляемости.
Впервые в 1935 году литовец Грайкунас сделал открытие: с ростом числа подчиненных в арифметической прогрессии число должностных связей увеличивается в геометрической прогрессии.
Виды должностных связей:
1. прямая должностная (начальник вызывает и дает указания)
2. прямая групповая (совещание, где в присутствии всех дается задание)
3. прямая групповая и перекрестная (обсуждение задач, мозговая атака)
Грайкунас сделал вывод, что человеческий мозг может в течение суток переработать не более ста должностных связей. Чтобы определить количество подчиненных и количество связей, он вывел эту формулу, где n-число подчиненных:
n·[ 2n-1 + (n-1)].
Одновременно была разработана система мер по снижению интенсивности общения руководителя с подчиненным, но так, чтобы эффективность росла.
Приемы снижения интенсивности общения:
1. На должность руководителя принимают менеджера с сильной моторной памятью (умение быстро запомнить все сказанное на совещании и точно передать подчиненным).
2. Быстрое понимание сути дела подчиненным.
3. Точные инструкции подчиненным, как поступать в случае изменения ситуации.
4. Современная техника связи, скрытые видеокамеры и компьютерный контроль каждый рабочий день.
Средняя норма управляемости в организации определяет, относится ли ее структура к высоким формам или плоским. Для высокой структуры характерны низкая норма управляемости и большое число иерархических уровней; для плоской структуры – высокая норма управляемости в горизонтальном измерении и незначительное число уровней иерархии.
Организация выполняет множество различных задач. Основной принцип их назначения состоит в том, что высокие результаты исполнения рабочих заданий достигаются в случае специализации сотрудников. Специализация в выполнении рабочих заданий, или разделение труда, - это степень, в которой выполнение задач организации требует подразделения их на отдельные работы. В каждом из подразделений сотрудники выполняют только те задачи, которые относятся к специализированной функции. Экстенсивная специализация в выполнении рабочих заданий означает, что сотрудники концентрируют усилия на выполнении единичных задач. Круг обязанностей уменьшается, но эффективность их исполнения увеличивается.