А. Pазбирать споры, ссоры между людьми, разъяснять, поощрять, наказывать.
или
Б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
А. Организовывать культпоходы сверстников в театры, музеи, экскурсии, туристические походы.
или
Б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
А. Моделировать новые, значимые для личности качества, анализировать их значение.
или
Б. Работать над созданием новых математических теорий.
А. Проводить физико-математический анализ материалов.
или
Б. Уметь разбираться в людях, определять их положительные и отрицательные качества.
А. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
Б. Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
А. Проводить изыскания полезных ископаемых.
или
Б. Создавать в воображении тип предполагаемого героя-современника.
А. Контролировать качество выпускаемой машиностроитель иной продукции.
или
Б. Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
А. Изготовлять по чертежам детали,изделия (машины, одежду), строить здания.
или
Б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
А. Изобретать новые марки легковых автомобилей.
или
Б. Разрабатывать новые алгоритмические языки для ЭВМ.
А. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.
или
Б. Следить за состоянием и развитием растений.
А. Ухаживать за животными, лечить их.
или
Б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
А. Выводить новые породы кроликов.
или
Б. Писать стихи.
А. Следить за исправной работой радиоаппаратуры.
или
Б. Вести следствие по уголовному делу.
А. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
Б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.
А. Изобретать новые приспособления для обработки материалов.
или
Б. Разрабатывать новую систему воспитания молодого поколения.
А. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах.
или
Б. Художественно описывать, изображать события. (Наблюдаемые или представляемые).
А. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машинке и т.д.).
или
Б. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.
А. Описывать языком математические явления окружающего мира.
или
Б. Передавать свое восприятие окружающего мира языком кино.
А. Уметь давать точные характеристики людям.
или
Б. Обсуждать художественные книги (песни, концерты).
А. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.п.).
или
Б. Художественно оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов.
А. Разрабатывать структуру личностных качеств человека будущего.
или
Б. Писать творческие сочинения по литературе.
А. Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов.
или
Б. Обсуждать научно-популярные книги и статьи.
А. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
Б. Выполнять вычисления, расчеты.
А. Вносить изменения в генетический код для совершенствования заданных свойств.
или
Б. Разрабатывать новые искусственные языки (для общения между людьми).
А. Контролировать работу световой аппаратуры.
или
Б. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
А. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл).
или
Б. Красить, расписывать стены помещений, поверхности изделий.
А. Заниматься проектированием новых зданий.
или
Б. Представлять в живописи своих любимых литературных героев.
Без сложного анализа задаваемых вопросов в этом тесте, каждый заметит определенную их направленность. Пары подобраны с вполне понятной целью. Последующий анализ ответов позволит достаточно определенно ответить на вопросы данного теста.
В основу данного опросника положен принцип самооценки. ОПГ дает возможность профконсультанту получать в достаточной степени достоверную информацию о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет ему на основе этих данных судить о степени готовности оптанта к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.
Основные принципы, положенные в основу ОПГ.
Виды деятельности, занятия, ситуации, представленные в опроснике оптанту для оценки, должны быть близки и понятны ему, т.е. должны быть обязательно представлены в его прошлом опыте. Оценивая свои возможности, свое отношение и профессиональное положение, оптант лишь фиксирует свойственный ему способ поведения, свои осознанные и не раз оцененные им самим, родителями, товарищами) успехи и неудачи в реализации определенной деятельности, свое эмоциональное переживание, которым, как правило, сопровождалось выполнение этой деятельности. В этом случае профконсультанту легко определить обоснованность или необоснованность его профессиональных предпочтений.
Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессия пяти профессиональных сфер:
Ч-З (Человек - знак);
Ч-Т (Человек - техника);
Ч-П (Человек - природа);
Ч-Х.о. (Человек - художественный образ);
Ч-Ч (Человек - человек).
Инструкция испытуемому
Внимательно прочитайте каждое высказывание. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2):
1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
- делаю, как правило, хорошо - 2 балла;
- делаю средне - 1 балл;
- делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов;
2. Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали:
- положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла;
- нейтральные (все равно) - 1 балл;
- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов;
3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
- да - 2 балла;
- все равно - 1 балл;
- нет - 0 баллов.
Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответом на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше "умение", затем "отношение" и затем "желание". В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.
Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерк в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий вопрос.
Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова "часто", "легко", "систематически" и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.