Ядро индивидуальный стиль определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю, можно выделить две группы:
1. Приобретаемые в опыте. Носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.
2. Способствующие максимальному использованию имеющихся у человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности - постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
Прежде чем рассматривать технологии профилактики и разрешения конфликтов, необходимо отметить, что конфликт является неотъемлемой принадлежностью человеческого общества. Конфликт не может рассматриваться как отклонение от нормального поведения людей, так как представляет собой вид общения, в основе которого лежат противоречия сторон.
В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно к конструктивным или к деструктивным последствиям.
К конструктивным или положительным особенностям конфликта можно отнести следующие последствия:
1. во многих случаях ускоряет процесс самосознания;
2. часто формирует, утверждает и подтверждает определенный набор ценностей, хотя бы и противоречивых, и лишь на некоторое время, но достаточно устойчиво и достаточно долго, чтобы служить поставленным целям;
3. способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других те же сходные интересы и/или, что они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные или неофициальные союзы;
4. часто приводят к объединению единомышленников, внутри и между народами и группами;
5. временно разряжает или отодвигает на второй план другие конфликты;
6. часто расставляет приоритеты;
7. во многих случаях играет роль "предохранительного клапана" для безопасного выхода эмоций и даже нахождения конструктивного выхода;
8. обращает внимание на недовольство и/или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
9. приводит к возникновению и улучшению рабочих контактов между субъектами;
10. во многих случаях стимулирует разработку систем справедливого предотвращения, управления и разрешения конфликтами.
К отрицательным воздействиям конфликта можно отнести следующие особенности:
1. часто угрожает заявленным интересам сторон;
2. часто угрожает социальной системе, необходимой для обеспечения равноправия при необходимости придать изменению в системе упорядоченный характер или поддержать необходимый, желаемый порядок;
3. часто препятствует осуществлению быстрых перемен;
4. часто приводит к потере поддержки;
5. часто ставит людей, организации в зависимость от их публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
6. часто ведет к действию, ответному действию вместо тщательно взвешенного ответа;
7. часто подрывает доверие;
8. часто вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
9. часто подрывает процесс формирования союзов и коалиций;
10. часто имеет тенденцию к углублению и расширению;
11. часто настолько меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.
Конфликт, в основном, может распространяться на три основные сферы или "арены конфликтных отношений" - национально-этническую (религиозную), политическую и социальную. При этом могут затрагиваться основные потребности, интересы и ценности, к которым соответственно можно отнести:
1. в сфере национально-этнической - культурные архетипы, суверенитет и этническое самосознание;
2. в сфере политической - государственность, распределение власти и общие мировоззренческие установки и ценностные ориентиры;
3. в сфере социальной - механизмы распределения материальных благ, линии социальной дифференциации и представления о достатке.
Необходимо подчеркнуть, что деструктивные конфликты, могут иметь хоть и различные по своим масштабам, но достаточно серьезные разрушительные последствия.
Естественно, что методикам профилактики и преодоления конфликтов придается довольно большое значение в современном обществе.
Есть три составляющие, без которых не может существовать ни один бизнес: люди, технологии и деньги. Но деньги и технологии лишь тогда способны приносить прибыль, когда ими управляют люди. Современные теории управления базируются на том, что персонал - это главный капитал организации, грамотное использование которого в решающей степени определяет эффективность ее деятельности, конкурентоспособность и выживаемость. "Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу . Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере они зависят от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне-школьного . проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций". Таким образом, люди получают образование, чтобы реализовать свои возможности, добиться личностно значимых успехов. Получив необходимые для этого знания, люди ищут то место, ту организацию, где они могут реализовать свой потенциал.