2. поведенческие.
престижность работы:
а. продвижение по службе
б. признание результативности
в. повышение квалификации и обучение
г. имидж работы
методы удовлетворенности работы
д. заработанные отгулы
е. гибкий рабочий график
ж. гарантированная работа
з. качество труда
и. охрана труда
к. самореализация
Содержательные теории мотивации
В отличие от процессных теорий мотивации, содержательные теории направлены не на объяснение выбора поведения, на изучение того, что побуждает действовать человека и что стимулирует его действовать.
1. Теория потребностей Маслоу.
А. Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Мы более подробно говорили об этой теории в предыдущих главах, но еще раз отметим несколько важных ее положений.
Потребность - ощущение дефицита сопровождаемая стремлением ликвидировать его. Она является основой активности человека. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того, как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность.
По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий:
1. первичные потребности:
А. физиологические
Б. стремление к безопасности и защите от риска
2. вторичные потребности:
А. социальные (стремление к контактам)
Б. признания (стремление к престижу и уважению)
В. развития (стремление к самовыражению)
Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости.
По мере удовлетворения более низких потребностей приоритетными становятся высшие потребности. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия. Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации; приобретения социального статуса и т.д. более подробно мы рассмотрели методы удовлетворения высших потребностей, поместив их в соответствующую таблицу:
Методы удовлетворения
┌─────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ I. │ Что необходимо для удовлетворения социальных потребностей: │
│ ├─────┬───────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ 1 │давать сотрудникам работу, позволяющую им общаться │
│ ├─────┼───────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ 2 │создание на рабочих местах духа единой команды │
│ ├─────┼───────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ 3 │проведение с подчиненными периодических совещаний │
│ ├─────┼───────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ 4 │поддержка неформальных организаций в коллективе │
│ ├─────┼───────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ 5 │создание условий для социальной активности вне организации │
├─────┼─────┴───────────────────────────────────────────────────────────┤
│ II. │ Что необходимо для удовлетворения потребностей в уважении │
│ ├─────┬───────────────────────────────────────────────────────────┤