Самыми эффективными методиками диагностики мотивации являются те, которые позволяют максимально контролировать фактор социальной желательности (стремление человека давать "правильные" ответы). Чаще всего используются: опросник структуры мотивации структуры трудовой деятельности К. Замфир, методика диагностики направленности Б. Басса (методика позволяет определить ведущую ориентацию человека - на общение, на дело или на себя, что полезно при выработке системы поощрений конкретного сотрудника), и методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
Стиль межличностного взаимодействия человека (так называемый "социальный интеллект") не менее важен, чем профессиональные навыки человека. Уживется ли человек в коллективе, легко ли с ним будет работать - на все эти вопросы позволяет ответить применение тестов "социальной компетентности". К числу таких тестов можно отнести опросник MBTI (Майерс-Бриггс) - один из самых популярных тестов у HR-специалистов, тест Гилфорда и тест Розенцвейга. Стоит отметить, что нет "плохих" и "хороших" типов личности или стратегий социального взаимодействия - есть лишь более или менее предпочтительные для того или иного вида деятельности.
При составлении батареи тестов для профотбора имеет смысл использовать тесты социальной желательности, которые позволяют определить отношение человека к тестированию. Шкалы лжи, включенные во многие тесты, выполняют по сути ту же функцию, но они дают значительно меньше информации о самом человеке. Даже "придуманные" результаты стоит обсудить непосредственно с сотрудником или соискателем - нервозность и стремление представить себя, с лучшей стороны в ситуации тестирования вполне объяснимы. Для этих целей идеально подходит методика Кроуна-Марлоу "Шкала социальной желательности", которая состоит из 20 вопросов и позволяет определить значимость мнения окружающих для человека.
Шкала применяется: при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах (шкала лжи), при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний. Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению.
В России известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой "валидности" и надежности.
В дальнейшем следует ожидать стремительного развития интернет ресурсов в области тестирования соискателей вакантных мест так и комплексная помощь в трудоустройстве. Неизбежно будут развиваться услуги как для работодателей, так и для ищущих рабочие места.
Мотивация
"Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?", "Какие специфические мотивы заставляют человека действовать, и направляют его поступки?"
Ответы на эти вопросы позволят руководителям эффективно строить управление людьми на предприятиях и в организациях. Понимая механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия.
Мотивация - это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов.
Анализ теста "Ваша удовлетворенность работой".
Механизм мотивации имеет двойственный характер, и рассматривать его необходимо как с биологической, так и с социальной позиции. Система мотивации человека носит изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воздействий на формирование мотивационной сферы. По-разному мотивированные индивиды требуют разного подхода со стороны руководителя предприятия.
Мотивированность индивида проявляется в его поведении.
Многие виды жизненных основных потребностей, такие как голод, жажда, потребность во сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на стремлении человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью удовлетворения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы повысить его компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение бывает направленно исключительно на уменьшение напряжения.
Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремиться уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремиться усилить напряжение, пользуясь этим как средством реализовать свой личностный потенциал. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека, мы же в своей работе пытались учесть все грани научной мысли по данному вопросу.
Теста "удовлетворенность работой", (см. ниже.) позволяет проанализировать выбор некоторых эффективных методов мотивации трудовой активности.
Теоретическое и практическое изучение мотивации наиболее полно отражает всю важность решаемой задачи. Позволяет на практике использовать наиболее эффективные модели взаимодействия и управления, раскрывает пути к самоактуализации и саморазвитию человека.
Психологические теории мотивации
Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.
Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания.
Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись, но неизменно располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом. Согласно рационалистической позиции, а она особенно отчетливо выступала в работах древних философов и теологов вплоть до середины 19 века, человек представляет собой уникальное существо особого рода, не имеющее ничего общего с животными. Считалось, что он, и только он, наделен разумом, мышлением и сознанием, обладает волей и свободой выбора действий. Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека.
Иррационализм как учение распространяется в основном на животных. В нем утверждалось, что поведение животного в отличие от человека несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана, имеющими свои истоки в органических потребностях.