Шестой вопрос анкеты «Методы немонетарной мотивации (включая оплату сотрудникам каких-либо социальных нужд, элементы корпоративной культуры и др.) позволит нам определить степень развития системы мотивации в исследуемых банках и наличие в них мотивационной среды. Также мы попробует определить являются ли элементы корпоративной культуры сохранившимся отголоском периода зарождения банка, так называемого периода «корпоративного рая», или же они являются результатом культивируемых традиций и обрядов, старательно поддерживаемых руководством банка.
После соответствующего подсчета и обработки перечень используемых банками методов мотивации и культурных мероприятий выглядит следующим образом (Таблица 9).
Таблица 9
Перечень используемых банками методов мотивации и культурных мероприятий.
№ п/п | Вид мероприятия | Банк 1 | Банк 2 | Банк 3 | Банк 4 | Банк 5 | Банк 6 | Банк 7 |
1 |
организация корпоративных вечеров | * | * | * | ||||
2 |
благодарность в приказе по банку | * | * | |||||
3 |
публичная устная благодарность на совещаниях | * | ||||||
4 |
конкурс «Лучший сотрудник банка» по 6 номинациям | * | ||||||
5 |
торжественное вручение дипломов | * | ||||||
6 |
встречи с Председателем Правления в неформальной обстановке | * | ||||||
7 |
возможность повышения квалификации путем обучения | * | ||||||
8 |
оплата корпоративной мобильной связи | * | ||||||
9 |
поздравление с днем рождения и вручение подарка от имени банка и коллег | * | ||||||
10 |
поздравление с важными событиями в жизни, подарок | * | ||||||
11 |
новогодние подарки детям сотрудников | * | ||||||
12 |
оплата санаторных путевок | * | ||||||
Удельный вес мероприятий, проводимых банком, в общем перечне мероприятий (%) | 42 | 17 | 8 | 33 | 17 | 0 | 8 |
Из данных таблицы видно, что наибольшее число мероприятий, направленных на поддержание благоприятного климата, проводится Банками 1 и 4. При этом очевидно, что все мероприятия, проводимые Банком 1, направлены на то, чтобы отметить ценность сотрудника и его вклад в общее дело, а мероприятия, проводимые Банком 4, имеют дружественный, семейственный характер и направлены на подчеркивание общности всех сотрудников, как единого целого.
Исходя из этого мы можем предположить, что Банк 4 переживает в настоящее время период «корпоративного рая» описанного в п.1.3 настоящей квалификационной работы, а Банк 1 уже находится в стратегическом периоде развития, когда неформальные отношения в силу разрастания бизнеса и повышении роли грамотной работы компетентных специалистов, уступают место отлаженной системе мотивации, тщательно поддерживаемой, по всей видимости, руководством банка. Наши выводы подтверждаются данными Приложения 9 о том, что период деятельности Банка 1 более чем в 2 раза превышает период деятельности Банка 4.