Таким образом, мы видим, что, к сожалению, основной объем рабочего времени ежедневно тратится руководством всех уровней управления на решение срочные и важных дел, что свидетельствует о наличии в деятельности банков проблем в регламентации осуществляемых бизнес-процессов и подтверждает сведений о дефиците человеческих ресурсов. Следовательно, вопрос о формировании благоприятного организационного климата является для банков актуальным, поскольку способен дать им возможность повышения качества труда.
Второй вопрос анкеты: «Какие специалисты банка проходили обучение в 2005-2006 годах, какие методы обучения использованы, тематика обучения» даст нам возможность определить, какие виды обучения чаще всего используются банками и какую долю в тематике обучающих мероприятий занимают вопросы совершенствования УЧР и формирования благоприятной организационной культуры.
Согласно имеющимся у нас данным о фактической численности персонала в банках работает 1205 человек. В Таблице 5 приведены данные о количестве и удельном весе сотрудников, прошедших обучение в течение 2005-2006 годов в общем объеме сотрудников каждого банка.
Таблица 5
Данные о количестве и удельном весе сотрудников, прошедших обучение в течение 2005-2006 годов, в общем объеме сотрудников каждого банка.
Фактическая численность персонала (чел.) | Количество случаев направления сотрудников на обучение в течение 2005-2006 г.г. (ед.) | Удельный вес сотрудников, прошедших обучение (%) | |
Банк 1 |
702 |
56 |
8 |
Банк 2 |
115 |
22 |
19 |
Банк 3 |
57 |
25 |
44 |
Банк 4 |
72 |
13 |
18 |
Банк 5 |
103 |
23 |
22 |
Банк 6 |
132 |
6 |
5 |
Банк 7 |
24 |
15 |
63 |
Всего |
1205 |
160 |
13 |
Из приведенных расчетов видно, что только 13% персонала исследуемых банков прошли обучение в течение последних 2 лет. Показатель крайне низкий. Есть надежда, что возвращаясь с учебы прошедшие ее сотрудники делятся полученными знаниями со своими коллегами, и этот факт просто не нашел отражения в представленной банками информации.
Для того чтобы определить возможную результативность оплаченного обучения рассмотрим виды обучения, предпочитаемые в течение анализируемого периода исследуемыми банками, а также диапазон должностных лиц, направляемых на обучение. В Таблице 6 приведены данные об удельном весе сотрудников каждого банка в общем числе прошедших обучение и сведения о методах обучения, используемых анкетируемыми банками.
Таблица 6
Данные об удельном весе сотрудников каждого банка в общем числе прошедших обучение и сведения о методах обучения, используемых анкетируемыми банками
Количество случаев направления сотрудников на обучение в течение 2005-2006 г.г. (ед.) | Удельный вес сотрудников каждого банка в общем числе обученных сотрудников (%) | Использованный вид обучения (ед.) | ||||
семинар | курсы повышения квалификации | конференции, форумы, мастер-классы, тренинги | тестирование | |||
Банк 1 | 56 | 35 | 40 | 16 | ||
Банк 2 | 22 | 14 | 12 | 10 | ||
Банк 3 | 25 | 16 | 25 | |||
Банк 4 | 13 | 8 | 13 | |||
Банк 5 | 23 | 14 | 6 | 17 | ||
Банк 6 | 6 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Банк 7 | 15 | 9 | 15 | |||
Всего | 160 | 100 | 114 | 12 | 17 | 17 |
Удельный вес использованного вида обучения (%) | 71 | 8 | 11 | 11 |