Приложение 4
Сравнительная характеристика основных иерархических структур управления.
Линейно-функциональная структура управления.
Преимущества | Недостатки |
Стабильность |
Не стимулирует заинтересованность работающих в конечном результате. Монопольное положение каждой службы предприятия приводит к разрушительной конкуренции за власть и влияние |
Экономия на управленческих расходах, нацеленность на минимизацию использования ресурсов банка |
Главным потребителем результатов труда специалиста банка является его вышестоящий начальник. Угождают не клиенту или коллеге из соседнего подразделения, а своему непосредственному начальнику. |
Специализация и компетентность |
Чрезмерно усложнен обмен информацией между подразделениями |
Быстрое решение проблем в рамках одной функциональной службы |
Стремление каждого подразделения отстаивать свои узконаправленные цели |
Ориентация на действующие технологии и сложившийся рынок |
Фундаментальный закон искажения информации при ее движении от исполнителя до руководителя банка |
Ориентация на ценовую конкуренцию |
Дивизиональная структура управления.
Преимущества | Недостатки |
Быстрая адаптация к конкретным условиям рынка и региона |
Рост уровней иерархии управления |
Нацеленность на конечный результат (если дивизионы рассматриваются как центры прибыли) |
Противопоставление целей дивизионов общим целям банка |
Возможность для руководства сконцентрироваться на стратегических вопросах развития банка |
Неэффективное использование ресурсов банка в связи с их закреплением за дивизионами |
Распределение ответственности за доходы между центром и дивизионами |
Увеличение затрат на управленческий персонал в связи с дублированием функций и расширением функций контроля |
Быстрое принятие оперативных решений на местах |
Плохие горизонтальные связи между дивизионами и возможность конфликтамежду ними за ресурсы банка |
Возможность динамического перераспределения ресурсов между продуктами и регионами |
Матричная структура управления.
Преимущества | Недостатки |
Получение качественных результатов по реализуемым проектам и программам |
Необходимость длительной подготовки к внедрению матричной структуры управления |
Усиление взаимосвязи руководителей и персонала |
Структура сложна, громоздка и дорога |
Вовлечение руководителей и персонала в проекты разработки новых продуктов и услуг |
Подрывается принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам |
Сокращение нагрузки на высший управленческий персонал |
Если права и ответственность четко не распределены, наблюдается тенденция к анархии |
Усиление личной ответственности руководителей проектов и сотрудников за конечный результат |
Для этой структуры характерна борьба за власть |
Возможность более быстрой реакции на изменения внешней среды |
Повышенные расходы на содержание множества руководителей и разрешение конфликтов |
Преодоление внутриорганизационных барьеров не во вред функциональной специализации |
Возможна потеря ответственности и манипулирование ею исполнителями работ |
Частичное дублирование функций | |
Несвоевременное принятие решений, как правило, групповых | |
Нарушается традиционная система связей между подразделениями | |
Затруднен контроль за деятельностью персонала | |
Абсолютно неэффективная структура в кризисные периоды |
Проектная структура управления.
Преимущества | Недостатки |
Нацеленность на максимальное удовлетворение потребностей клиентов |
Конкуренция проектов за ресурсы - материалы, технические системы, сотрудников |
Гибкость в построении проектных команд |
Необходимость согласования действий выполняемого проекта с другими проектами банка |
Активизация деятельности проектных групп, их мотивация на достижение поставленных целей |
Специалисты в проектах чувствуют себя участниками команды проекта, но не банка в целом |
Усиление личной ответственности за конечный результат |
Неуверенность специалистов в завтрашнем дне, что приводит к необходимости высоких зарплат и может сказаться на текучести персонала в банке |
Концентрация усилий на выполнение конкретных заказов, проектов |
Частичное дублирование функций |