Важнейшие факторы, воздействующие на формирование структуры капитала: тяжесть налогового бремени, угроза поглощения фирмы, структура активов фирмы, приемлемый уровень риска. Тяжесть налогового бремени. На прибыль компании до выплаты процентов и налогов претендуют акционеры, держатели долговых обязательств и государство. Так как акционеры и держатели долговых обязательств являются единственными инвесторами компании, то для увеличения своей рыночной стоимости компания должна уменьшать долю государственных налогов в объеме прибыли до выплаты процентов и налогов и таким образом обращать большую часть этой прибыли в пользу акционеров и держателей долговых обязательств. Компания может достичь этой цели путем выбора структуры капитала. Угроза поглощения фирмы. Когда финансовые обязательства компании влияют на обычные операции, возникает состояние финансового расстройства Существуют различные степени состояния финансового расстройства: последняя степень - это банкротство, т.е. ситуация, когда компания не способна выполнить свои обязательства. В условиях совершенных рынков при наличии налогов стоимость компании должна увеличиваться по мере увеличения уровня заемных средств (см. выше). Но чем больше объем заемных средств и обещанных долговых обязательств, тем больше становится вероятность того, что прибыль компании до выплаты процентов и налогов окажется недостаточной для того, чтобы произвести обещанные платежи в пользу держателей долговых обязательств Но одновременно, использование долговых обязательств облегчает налоговое бремя Как следствие, финансовый менеджер должен соотнести выгоду от экономии на налогах и стоимость возрастающего риска для держателей долговых обязательств и владельцев акций. Стоимость состояния финансового расстройства увеличивается с увеличением доли заемных средств. По мере роста заемных средств рыночная стоимость акций и долговых обязательств компании начинает падать. Банкротство компании обычно приводит к мэрджеру - поглощение одной фирмой другой. Три формы: компания может купить имущество другой фирмы; может купить долю акционерного капитала; может выпустить свои акции для собственников фирмы в обмен на акции фирмы.
Структура активов фирмы. Активы — это совокупность имущественных прав, принадлежащих ему, те прав владения, распоряжения, пользования. Активы состоят из двух видов: внеоборотные активы, оборотные активы. Внеоборотные активы - это постоянная (немобильная) часть активов. Другими словами, это денежные средства фирмы, выбывшие (изъятые) из хозяйственного оборота. Внеоборотные активы включают в себя основные средства (основной капитал), нематериальные активы (неосязаемый капитал), другие виды внеоборотных активов. Основные фонды представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. Их стоимость переносится на стоимость произведенной продукции частями в виде амортизационных отчислений. Нематериальные активы - это денежные средства, вложенные в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода времени в хозяйственной деятельности и приносящие доход. Оборотные активы — это активы, которые могут быть в течение одного производственно-торгового цикла или одного года превращены в денежные средства. Приемлемый уровень риска. Деловой риск - это нормальный риск, свойственный всем компаниям. Его можно видеть, наблюдая ежедневные колебания прибылей вследствие хозяйственных и экономических факторов. Эти факторы включают риски, связанные с управлением, сбытом, производственными отношениями и т. д., а также воздействия экономических факторов вне сферы контроля компании. Компания с высоким деловым риском - это компания, в которой могут иметь место нарушения либо в нескольких аспектах деятельности, либо в одном, но весьма существенном, что может оказывать сильное отрицательное влияние на прибыль. Компания с низким деловым риском - это компания, в которой число возможных нарушений нормальной деятельности либо мало, либо велико, но все они мало значимы и, поэтому не окажут существенного влияния на прибыльность.
Основные показатели, определяющие структуру капитала фирмы и их интерпретация. Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала. Эффективность капитала включает в себя использование оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям его, затем делается сводный анализ. 1. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью (продолжительность прохождение средствами отдельных стадий производства и обращения. Время, в течение которого оборотные средства находятся в обороте, составляет период оборота оборотных средств. Оборачиваемость исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период Коэффициент оборачиваемости характеризует размер объема выручки от реализации в расчете на один рубль оборотных средств. 2. Эффективность использования основных фондов измеряется показателями фондоотдачи и фондоемкости. Фондоотдача определяется отношением объема выручки от реализации продукции к средней стоимости основных фондов. Фондоемкость - величина, обратная фондоотдаче 3. Эффективность использования нематериальных активов измеряется, как и использование основных фондов, показателями фондоотдачи и фондоемкости. 4. Эффективность использования капитала в целом. Это лучше всего отражается его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.
Понятие модели поведения фирмы. Основные вопросы, стоящие перед фирмой: что производить, сколько производить, на какие результаты можно рассчитывать. Валовая, средняя и предельная выручка фирмы и ее связь с издержками. Предельные издержки. Закон убывающей предельной производительности. Достижение максимума прибыли в точке совпадения предельных издержек и предельной выручки. Выводы из этого закона в условиях разных рыночных структур. Определение условий, при которых фирме целесообразно прекратить свою деятельность.
Понятие модели поведения фирмы. Основные вопросы, стоящие перед фирмой: что производить, сколько, на какие результаты можно рассчитывать. Любое предприятие, сталкиваясь со сложностью рыночных механизмов, встает перед проблемой создания модели своего поведения, которая отражала бы метода взаимодействия фирмы и рынка. Эта модель может быть связана с показателями о количественных результатах работы, которые необходимо достигнуть, а может служить достижению конкретных целей — выход на определенный рынок, разработка нового товара и т.д. Создание модели поведения фирмы осуществляется при помощи наблюдений за рынком, рыночных исследований и соотнесения тенденций и запросов рынка с задачами и возможностями фирмы. Деятельность любой фирмы протекает в постоянно меняющейся экономической ситуации. Фирма оказывается в той или иной экономической модели, но каждый раз перед ней встают стандартные вопросы: 1. следует ли производить? 2. если да, то в каких количествах? 3. на какую прибыль можно рассчитывать или какой убыток придется покрывать? Набор ответов на поставленные вопросы представляет собой модель фирмы. Предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, следовательно производится будут лишь те товары, производство которых может принести прибыль. Предопределяет получение прибыли и ее отсутствие: общий доход, который фирма получает от продажи своего продукта, общие издержки его производства. Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс. Валовая, средняя и предельная выручка фирмы и ее связь с издержками. Целью любого предприятия на рынке является получение максимальной прибыли, однако, выходя на рынок со своим товаром предприниматель предполагает прежде всего получить выручку, а то, как выручка покроет затраты - это вопрос вторичный Выручка от продаж - материальные ценности в денежном выражении либо денежные суммы, полученные в результате коммерческой или предпринимательской деятельности после реализации (продажи) товаров и услуг. Валовая выручка - денежная сумма, получаемая продавцом при продаже определенного количества товара по определенной цене: Валовая выручка = Количество товара * Цена.