В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства — это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей. Субъекты рыночного хозяйства: 1. Домашнее хозяйство — это экономическая единица в составе одного или
нескольких лиц, которая: • обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, • самостоятельно принимает решения, • является собственником какого-либо фактора производства, • стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. 2. Предприятие — экономическая единица, которая: • использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи, • стремится к максимизации прибыли, • самостоятельно принимает решения. 3. Банк финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования рынка. 4. Государство — правительственные учреждения, осуществляющие юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей. Связь "производитель-потребитель" является одной из основных в системе рыночных отношений. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства приведена на Объекты рыночного хозяйства: товары и услуги, факторы производства (труд, земля, средства производства), деньги, капитал, ценные бумаги, государственные льготы и субсидии, социальные выплаты и преференции. Финансы предприятия представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе кругооборота ресурсов предприятия, формирование его денежных доходов и накоплений. Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми компаниями и так далее. В каждом государстве любая государственная система включает финансовую систему. Она состоит из двух подсистем: -общегосударственные финансы; -финансы хозяйствующих субъектов. Формы проявления финансов предприятий: Отношения с другими хозяйствующими субъектами в процессе формирования и распределения выручки (нематериальные отношения): -штрафы, пени, неустойки; -отношения аренды; -выпуск и реализация ценных бумаг; -совместная деятельность;
-коммерческое кредитование; -отношения с работниками по выплате заработной платы. В настоящее время целесообразно выделять самостоятельную группу финансовых отношений, которые складываются у предприятия со своими работниками по поводу распределения прибыли: выплаты дивидендов, выплаты за паи в уставном капитале. Финансовые отношения с собственными структурными подразделениями. Сюда же относятся отношения внутри производственных объединений и отношения предприятия со своими дочерними структурами. Отношения с налоговой службой. Значительная часть отношений - отношения с банковской системой. Это не просто система расчетов и кредитования, ведь появились новые формы отношений: факторинг, траст, залоги и так далее. Отношения с различными страховыми компаниями по всем видам страхования. Отношения с органами государственного управления (таможня, Министерство внешних отношений, различные бюджеты, внебюджетные фонды и так далее).
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек; · ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий; · создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции; · обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; · сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; · содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности; · обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда; · поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Государственная политика в области внешней торговли; современные тенденции изменения конкурентоспособности; формы международной кооперации и перелива капиталов, международных экономических объединений; основы международной торговли, оценка последствий внешнеторгового обмена, выгоды торговли; современная трактовка влияния факторов производства на структуру внешней торговли, изменения структуры факторов, влияние технического прогресса, цикла жизни товара на структуру внешней торговли; традиционные и нетрадиционные ограничения, эффект введения таможенных пошлин, их влияние на доходы производителей, покупателей и государства; протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, "добровольные" экспортные ограничения, экспортные субсидии, "новый" протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли; валютный курс и платежный баланс, спрос и предложение валют, валютные рынки, эволюция международной валютной системы, торговый баланс; международное движение капитала и рабочей силы.
В соответствии с законом о регулировании внешней торговли в РФ таможенного кодекса и других нормативных актов, методы государственного регулирования внешней торговли делятся на экономические и административные.