Тактики поведения в конфликтной ситуации.
Сочетание стратегий при различной степени их выраженности определяют S основных тактик разрешения менеджером межличностных конфликтов: Тактика «избегание». Действия менеджера направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от
высказывания своей позиции. В ответ на предъявление менеджеру обвинения, он переводит разговор на другую тему, отрицает наличие конфликта, считает его бесполезным.
2. Противоборство характеризуется стремлением менеджера настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие им Жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае
сопротивления, применение власти, принуждения, давленн*, использованием зависимости, тенденции воспринимать ситуацию, как вопрос победы или поражения.
3. Уступка. В этом случае менеджер готов уступить, пренебрегая собственными интересами. Уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с претензиями пропшюЙ стороны. Стремится поддержать партиера, подчеркивая общие интересы и замалчивая разногласия.
4. Сотрудничество - з>ю тактика характеризуется поиском решений, удовлетворяющих, как интересы менеджера, гак и другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме.
5. Компромисс харакгершуечх;» стремлением менеджера уткя улнронать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки Другого» поиском средних решений, при которых никто много не теряет, но много и не выигрывает, интересы менеджера и противной стороны не раскрываются.
Встречаются и другие стили управления при разрешении конфликтов:
1. Решение проблемы. Характеризуется признанием различия во мнениях и готовностью ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и разрешить его приемлемым для всех сторон способом. Менеджер не добивается своей цели за счет других, а ищет лучший вариант разрешения проблемы из-за которой возник конфликт.
Координация - согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решение общей задачи. При этом конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями.
3 Интсгратнвное решение проблемы. Выход из конфликта основывается на таком решении проблемы, которое устраивает конфликтующие стороны. Это одна из наиболее успешных стратегий, так как менеджер ближе всего подходит к разрешению условий породивших конфликт.
4 Конфронтация - это путь решения конфликта путем вынесения проблемы на всеобщее обозрение, привлекаются вес участники конфликта. Менеджер и другая сторона вступают в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, Публичные и открытые обсуждения одно из действенных средств управле1шя конфликтом.
Основные модели поведения личности в конфликте. В профессиональной лит-ре выделяется 3 основные модели поведения личности в конфликте:
конструктивная - чел-к стремится уладить конфликт. В конфликте отличается выдержкой и самообладанием. Доброжелательное отношение к сопернику. Лаконичен и спокоен, немногословен.
2. Деструктивная - постоянное стремление к расширению и обострению конфликта. В конфликтной ситуации постоянно принижает и оскорбляет партнера. Проявляет подозрительность и недоверие к соперникам, нарушает этику общения.
3. Комформейская - личность пассивна, склонна идти на уступки, легко соглашается с точкой зрения соперника, уклоняется от решения конфликта.
Типы конфликтов личности: 1. Демонстративный - хочет быть всегда в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Кто отношения к людям определяется тем, как они к нему относится. Ему легко даются поверхностные конфликты. 2. Регндиый тип - подозрительный обладает завышенной самооценкой, постоянно требует подтверждение собственной значимости. В конфликте прямолинеен и не гибок, не очень считается с мнением оппонента. 3. неуправляемый - импульсивен, поведение такого чел-ка непредсказуемо, ведет себя агрессивно, часто в запале не обращает внимание на общепринятые нормы поведения. Во многих неудачах склонен обвинять других. 4. сверхточный - скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе, окружающим. Склонен предавать сильное значение замечаниям окружающих, переживает свои просчеты. 5. бесконфликтный - зависит от мнения окружающих, стремиться к компромиссу, не обладает достаточной силой воли.
Понятие общественных и межличностных отношений, их структура и функции. Взаимосвязь общественных и межличностных отношений в организациях. Морально-психологический климат в коллективе. Его зависимость от межличностных отношений между людьми. Персональное развитие в организации.
Природа организационного лидерства. Лидерство в организации. Определение лидерства. Лидерство и руководство. Теории лидерства. Типы лидерства. Управление лидерством в организации. Развитие лидерства. Учет интересов группы и неформального лидерства. Интеграция лидеров. Выявление лидеров.
Общественные отношения — это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе и межперсональных.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны. Межличностные отношения строятся по «вертикали» (между руководителем и подчиненным и наоборот) и «горизонтали» (между лицами, занимающими одинаковый статус). Эмоциональные проявления межперсональных связей обусловливаются социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующими в пределах названных норм. Межличностные отношения могут формироваться с позиций доминирования— равенства— подчинения и зависимости—независимости.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата: 1) доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; 2) доброжелательная и деловая критика;3) свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; 4) отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;5) достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;6) удовлетворенность принадлежностью к коллективу;7) высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации (обмана, расстройства, разрушения планов) у кого-либо из членов коллектива;8) принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Природа лидерства.
Лидер на основе: власти, силы (должности) как средства принуждения, материальной зависимости, обладания особой информацией; лидерского поведения через координацию, мотивацию, критику, убеждение; технику групповой работы по достижению целей; межличностного влияния; достижения согласия между членами группы; центр всей деятельности группы