Процессный подход 1. Понимание менеджмента как процесса. 2. Анализ факторов воздействия на процесс. 3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций. 4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.
Формы их реализации и результаты
1. Гибкость, непрерывность и интенсивность управления. 2: Разработка и оптимизация функций управления. 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления. 4. Повышение эффективности управленческих решений.
Системный подход 1. Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно- технической системы. 2. Анализ внешней и внутренней среды системы. 3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы. 4. Вычленение из системы научно- технической и ."человеческой" составляющих. 5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности. 6. Функциональное единство элементов и подсистем.
Формы их реализации и результаты
1. Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций ме- неджера. 2. На основании анализа приме- нение синтетических и обоснованных решений. 3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности. 4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов. 5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации. 6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.
Социально-психологический подход 1. В центре внимания личность работника. 2. Исследование межличностных отношений. 3. Исследование групповой динамики 4. Использование конфликтологии. 5. Мотивация как единство экономических, социальных и духовных потребностей. 6. Применение теории ожиданий.
Формы их реализации и результаты
1. Оптимальное воздействие на работника. 2. Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление.3. Использование неформальных методов координации, руководства и организации. 4. Повышение эффективности управления. 5. Единство морального и материального вознаграждений работника. 6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.
Жизнециклический подход 1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма. 2. Изучение стадий жизненных циклов. 3. Определение критических точек развития. 4. Прогнозирование и планирование, на основании жизненных циклов 5. Выявление тенденций роста.
Формы их реализации и результаты
1. Четкое планирование, коор- динация и руководство. 2. Повышение информирован- ности и компетентности менеджера. 3. Принятие более точных и оп- тимальных решений. 4. Возможность разработки эффективной стратегии. 5. Прогнозирование роста раз- вития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.
Количественные математические подходы 1. Применение эконометрических моделей. 2. Применение аппарата производственных функций. 3. Применение методов множественной регрессии по методу "затраты — эффективность". 4. Применение стохастических (вероятностных) моделей.
Формы их реализации и результаты
1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений. 2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы. 3. Точность расчетов экономической эффективности производственной деятельности. 4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков.
Проектный подход 1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.
. 2. Бизнес-планирование проекта 3. Анализ проекта 4. Оценка проекта 5. Организация финансирования инновационного проекта.
Формы их реализации и результаты
1. Особый тип стратегического планирования, подбор не- обходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий 2. Многошаговая процедура по исследованию новшества, его потребительских и стоимостных показателей. Исследование ресурсных, технологических и финансовых возможностей. 3. Проведение технико экономического, правового, коммерческого, экологического и финансового анализа на основе балансовой отчетности и движения денежных потоков. 4. Оценка финансовой устойчивости и коммерческой эффективности проекта. Расчет срока окупаемости, индекса доходности, чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы рентабельности. Учет рисков.5. Определение потребности в финансировании, поиск источников и организация денежных потоков . под проект.
Маркетинговый подход 1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга. 2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкурентных пре- имуществ, замещения импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д. 3. Разработка стратегии проникновения новшества на рынок.
Формы их реализации и результаты
1. Направленность деятельности' фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию нов- шеств с учетом запросов потенциального потреби- теля. 2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз конъюнктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведения конку- рентов, видов и форм конкуренции. 3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок.
Управленческие решения Этапы принятия решения основываются на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. При процедуре принятия решения следует ориентироваться на временные, ресурсные, информационные и поведенческие ограничения. Наиболее распространенным процессом принятия решения является пяти стадийная схема, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке альтернатив и окончательном выборе. Чрезвычайно многообразны виды и модели принимаемых решений. Так, к видам решений относят интуитивные, эвристические, рутинные, в условиях неопределенности, риска, приближенные, гипотетические, оптимальные, конкурентные, количественные, качественные и др. По уровню распространения решения бывают: индивидуальные, локальные, повторяющиеся, прогнозные, перспективные, глобальные. По мере усложнения процедуры и объектов принятия решения все более усложняются методы и модели решения. Наиболее широко распространены методы математической статистики, теории игр, теории вероятности, линейное и нелинейное программирование, имитационные модели, теория графов, очередей, массового обслуживания, а также теории информационного поиска, автоматического регулирования и т.д Виды и модели принимаемых решений в инновационном менеджменте зависят от стадий жизненного цикла инноваций. Так, на стадии поиска идеи новшества методы принятия решений носят всецело творческий, интуитивный характер и в значительной мере зависят от степени мобилизации подсознательных процессов. Стадия материализации идеи новшества хотя и носит вероятностный характер, но-принятие решений на этой стадии уже состоит из большинства процедур целеориентированного рационального действия. На более поздних стадиях жизненного цикла внедрения', производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует в основном общие методы менеджмента, в том числе основанные на математическом моделировании