- масштаб управляемости и контроля. Нужно определить сколько людей или работ может быть эффективно объединено под единым руководством.
- иерархия организации и ее звенность. Иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – это структура власти, или звенность. Уровнем управления в организации считается та ее часть, в рамках которой и в отношении которой могут приниматься самостоятельные решения без их согласования с выше- или нижерасположенными частями. - распределение прав и ответственности. Применяются две системы распределения прав и ответственности. Первая строится на принципе единства подчинения, это значит, что работник должен получать распоряжение только от одного начальника. Вторая система – система двойного или множественного подчинения. При такой системе права и ответственность распылены между многими уровнями иерархии. - централизация и децентрализация. Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. Децентрализация – это передача и делегирование ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления. - дифференциация и интеграция. Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделением таким образом, чтобы каждая из робот получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением. Использование ситуационного метода при разработке организационной структуры. Одним из достаточно распространенных стратегических изменений является изменение организационной структуры. Уже подчеркивалось, что организационная структура, как она рассматривается в стратегическом управлении, не является чем-то существующим самостоятельно, независимо от стратегии и целей организации. Для стратегического управления организационная структура является одним из важных средств обеспечения реализации стратегии. В связи с этим и ее оценка, и ее выбор в процессе выполнения стратегии обусловлены в первую очередь тем, способствует ли организационная структура достижению целей организации. Поэтому процесс ее выбора или изменения строится по следующей схеме:
• уясняется, какие из задач и функций, выполняемых в организации, имеют критическое значение для осуществления стратегии и насколько эти задачи и функции для своего воплощения требуют нового и специфического подхода;
• устанавливается связь между выделенными стратегическими задачами и функциями и рутинными функциями, выполняемыми в организации. При этом задача состоит не в том, чтобы установить связи между подразделениями, а в том, чтобы установить связи между отдельными частями стратегии;
• формируются структурные единицы организации, в основе которых лежат стратегически важные задачи и функции;
• определяется степень самостоятельности каждой структурной единицы в принятии решений и уровни в иерархии, на которых происходит принятие решения относительно деятельности структурных единиц бизнеса;
• устанавливаются организационные связи между единицами бизнеса, что предполагает фиксацию их мест в организационной иерархии, определение форм и способов коммуникации руководителей и представителей единиц бизнеса, а также степени и формы участия в выработке общеорганизационной стратегии. Стадии структурного развития фирм. Американский историк А. Чандлер показал, что успешные фирмы имеют вполне определенные сменяющиеся структуры в процессе их развития. Им были выделены 3 последовательные стадии развития структуры предприятия. Простая структура. Предприятие дополняется группой управляющих с функциональной специализацией (НИОКР, производство, маркетинг, финансы) Подобные предприятия успешно функционируют в одной отрасли. При переходе на новые виды продукции других отраслей развивается кризис автономии, так как требуется больше свободы принятия решений в рамках деятельности по отдельным продукции. С развитием предприятия развивается кризис руководства (предприниматель не справляется с комплексом функций менеджмента). .2) функциональная структура. Предприятие дополняется группой управляющих с функциональной специализацией (НИОКР, производство, маркетинг, финансы) Подобные предприятия успешно функционируют в одной отрасли. При переходе на новые виды продукции других отраслей развивается кризис автономии, так как требуется больше свободы принятия решений в рамках деятельности по отдельным видам продукций. 3) филиальная (девизионная) структура. Предприятие имеют центральный штаб с децентрализованными оперативными подразделениями. Каждое подразделение является функционально-организованной компанией во 2-й стадии развития. Различные единицы бизнеса здесь можно рассматривать как самостоятельные подразделения по :производству и реализации какого-либо вида продукции, имеющие характерные для них рынки сбыта.
4) Сетевые структуры {следующая стадия в развитии организационных структур). Сетевые структуры – это оболочные или пустотелые фирмьг, в которых часть бизнес-функций, прежде всего производство, передана на контрактной основе сторонним подрядчиком. Примером может служить российская фирма «Донгань».
Стратегическая единица бизнес (CEБ) - это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегий фирмы в одном или нескольких сегментах рынка. В основе выделения СЕБ лежит концепция сегментации рынка. Процесс выделения стратегических единиц бизнеса субъективен, но все же можно сформулировать ряд критериев такого выделения. 1) СЕБ имеет определенный круг клиентов и заказчиков; 2) СЕБ самостоятельно планирует и осуществляет производственно -сбытовую деятельность; 3) деятельность СЕБ оценивается на основе учета прибылей и убытков. СЕБ стали центральным звеном планирования и реализации долгосрочных стратегических программ на соответствующих рынках. Большинство специалистов сходится во мнении, что следующая стадия .развития организационных структур управления - сетевая структура Сетевые структуры называются еще оболочными или пустотелыми фирмами, в которых часть бизнес функций (прежде всего производство)передано на контактной основе сторонним предприятиям. Критерии сегментации. –географические; -социально-демографические; ;
-поведенческие. Типы стратегий: корпоративная, деловая, функциональная. Совокупность бизнес-едениц, принадлежащих одному и тому же владельцу в стратегическом менеджменте называется корпоративным портфелем Корпоративная стратегия - стратегия, которая описывает общие направления роста- предприятия, развитие его производственно-сбытовой деятельности. Стратегическое решение этого уровня касается всего предприятия в целом. Корпоративная стратегия включает: 1) распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа; 2) решение о диверсификации производства для снижения хозяйственного риска; 3) изменение структуры фирмы; 4) решение о слиянии; приобретении предприятия, вхождение в финансово-промышленные группы и др. структуры; 5) единую стратегическую ориентацию подразделений; 6) решения о финансировании бизнес единиц на бюджетной или на чисто коммерческой основе, Деловая (бизнес) стратегия разрабатывается на уровне хозяйственного подразделения. конкурентные преимущества конкретного подразделения. Стратегия воплощается в бизнес-планах. Стратегия показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, по каким ценам будет продавать продукцию, как будет ее рекламировать. При одном, конкретном виде деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой