Все сведения, которые могут быть получены из анкеты руководителя, можно подразделить на следующие группы:
1. определение целей и критериев оценки работы предприятия или подразделения.
2. перечень факторов, влияющих на результаты работы подразделения.
3. перечень функций управления, выполняемых должностными лицами, распределение функций (в резерве объекта управления и периодичности).
4. контакты респондента с другими руководителями, их интенсивность и функциональная направленность.
5. социально-демографический статус анкетируемого.
6. дополнительные характеристики.
Остановимся на группе вопросов, которые обрабатываются с использованием формальных методов. Информация о характере выполняемых руководителем функций получается при ответе на закрытый вопрос анкеты, «Какие функции управления Вам фактически приходится выполнять в Вашей должности?». Предлагается отметить функции по предложенной классификации.
В нашей классификации присутствуют четыре основные стадии управления:
1. планирование.
2. руководство.
3. контроль.
4. анализ.
Выделено семь сфер управленческой деятельности, на которые направленно управление ([9], с.104).
1. управление научно-техническим развитием и технической подготовки производства.
2. управление основным и вспомогательным производством.
3. управление кадрами и социальным развитием коллектива.
4. управление материально-техническим снабжением.
5. управление сбытом.
6. управление реконструкций и капитальным строительством.
7. организация управления.
В анкете мы применяем другие функции, связанные с изменением функциональной системы управления:
1. Обновление продукции и техническая подготовка производства.
2. Основное и вспомогательное производство.
3. Сбыт, реализация.
4. Маркетинг.
5. Материально-техническое обеспечение.
6. Труд, кадры, системы оплаты труда.
7. Организация управления
8. Экономическая работа.
Для каждой сферы деятельности сформулированы свои области и объекты управления, общее число которых составляет 48. Полная классификация функций управления представлена в анкете. В качестве объекта управления выделяются своё подразделение, другие подразделения и завод в целом. Предусматриваются три градации периодичности, аналогичные используемым при характеристике контакта. Чтобы дать возможность респондентам высказать свои дополнительные замечания и комментарии, в перечень альтернатив предусмотрена альтернатива типа «другие» (или «прочие») – другие факторы, прочие функции. Типы контактов, направление, периодичность и связи с функциями устанавливаются специальными вопросами. Для выявления периодичности контакта включено уточнение: «Как часто происходит контакт?». Для установления функции, реализующейся через контакт, анкета содержит уточнение: «На выполнение, каких функций направлен контакт?».
Функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления подразделяются следующим образом:
· Общие – присущи всем социальным системам управления: это планирование, организация, координация, мотивация и контроль;
· Специальные – связаны с осуществлением миссии фирмы, они доминируют в деятельности отдельных организаций;
· Частные – имеют определённую специфику и связаны с осуществлением непрофильной деятельности.
Планирование можно определить как начальную стадию всего процесса управления. Планирование в широком понимании этого вида деятельности включает:
· Определение предназначения организации или её миссию;
· Формирование основных целей организации;
· Разработку планов организации по основным направлениям её деятельности.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с состоянием планов организации и её подразделений. Как правило, выделяют три вида планирования.
1. Стратегическое, или перспективное, планирование, цель которого – комплексное обоснование проблем организации в процессе её развития. На этой основе определяются показатели развития организации на перспективу. Стратегические планы рассчитаны на срок от 5 до 20 и более лет. Следует отметить, что стратегическое, или перспективное, планирование в настоящее время осуществляется в России в основном на государственном уровне или в крупных производственных компаниях и в меньшей степени в торговли. Однако в перспективе стратегические планы будут иметь все предприятия и организации.
2. Среднесрочные планы, как правило, охватывают пятилетний период. В них отражаются количественные показатели по распределению ресурсов, сведения по производству и технологическим процессам, капиталовложениям и источником финансирования, потребностям в трудовых ресурсах и т.д.
3. Текущее планирование охватывает детальные разработки годовых оперативных планов для организации в целом и её отдельных подразделений. Текущие планы состоят из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами.
Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности предприятия и улучшать его экономические показатели, создавать новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.
Функции управления в организации деятельности торговой фирмы классифицируются, во-первых, по уровням управления, во-вторых, с точки зрения носителей функций управления, в-третьих, по содержанию.
В настоящее время в России можно выделить три уровня управления торговлей: 1. Федеральный, отраслевой (Министерство экономического развития и торговли РФ), 2. Региональный – муниципальные органы управления торговлей. 3. Уровень предприятия – торговые предприятия разнообразных организационно-правовых форм и различных форм собственности.
На первом уровне управления торговлей основными функциями являются прогнозирование развития отрасли, координация и финансирование научных отраслевых исследований и подготовки кадров для отрасли, разработка и контроль за соблюдением правил торговли, инспекция качества товаров и др.
На втором уровне управления торговлей основными функциями являются планирование, координация и контроль развития торговли в регионе, разработка и контроль правил торговли с учётом местных условий, координация и контроль рынка товаров народного потребления и услуг для обеспечения местных потребителей и др.
На третьем уровне управления торговлей, который составляют как отдельные предприятия торговли, так и их объединения, функции управления связаны с решением конкретных задач по коммерции, маркетингу, материально-техническому обеспечению деятельности предприятия, трудовым и финансовым ресурсам и др.
В соответствии со вторым признаком классификации носителями функций управления являются конкретные работники аппарата управления
В частности, в крупных предприятиях торговли и объединениях предприятий можно выделить три основные группы работников: 1. Руководители, 2. Специалисты, 3. Вспомогательные работники.