Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов.
Выбор методов планирования определяются рядом факторов:
1. степенью сложности самого планируемого показателя и его взаимосвязей.
2. протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются).
3. обеспеченностью исходной информацией, возможностью её получения, обработки и использования в плановых расчётах и др.
Основными методами планирования являются балансовый, нормативный (метод технико-экономических расчётов), индексный, расчётно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование и др.
Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путём построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые финансовые) и фактические потребности.
В планировании также применяют нормативный метод, предполагающий использование при расчёте показателей плана технико-экономических нормативов, которые позволяют обосновать величину этих показателей. При планировании используют различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчётные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами. В практике планирования широко применяется расчётно-аналитический (экономико-аналитический) метод. Он заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путём анализа их отдельных частей и совокупности в целом, выявления взаимосвязи и взаимообусловленности. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Экономико-математическая модель – это выражение существенного в изучаемом процессе в математической форме. Модель должна выразить главное – закономерности и основные взаимосвязи, решающие факторы и условия.
В процессе разработки прогнозов используются такие методы, как логический, нормативный, эвристический, исследовательский.
Логический метод предполагает теоретическое описание цели, условий, факторови этапов развития сектора сферы услуг в перспективе (по одному или совокупности экономических показателей).
Эвристический метод заключается в опросе компетентных лиц и специалистов и обработке его результатов по определённой методике.
Исследовательский метод предполагает анализ элементов, зависимостей и факторов, выбор экономико-математической модели прогнозирования того или иного экономического показателя, разработку программы и расчёт прогноза с использованием ЭВМ.
Функции управления, эволюция их состава и содержания.
Функции управления – это особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации труда в сфере управления представляющий собой часть этого процесса, выделенную по определённому признаку.
В соответствии с ней на любом предприятии осуществляются следующие шесть основных функций:
1. техническая (производство, выделка и обработка).
2. коммерческая (покупка, продажа и обмен).
3. финансовая (привлечение средств и распоряжение ими).
4. страховая (страхование и охрана имущества и лиц).
5. учётная (бухгалтерия, калькуляция, учёт, статистика и т.д.).
6. административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Основным, на наш взгляд, является деление функций управления на конкретные и общие:
1. Конкретные функции управления выделяются или по стадиям производственного процесса (техническая подготовка производства, его организация, управление технологическими процессами, оперативное управление производством, технологический контроль и испытания, сбыт продукции), или по направленности на отдельные факторы производства (организация работы с кадрами, организация труда и заработной платы, материально-техническое снабжение, капитальное строительство, финансовая деятельность).
2. Общие функции управления выделяются исходя из содержания процесса управления по его этапам (стадиям). Перечень этих функций, исследуемых в современных учебниках по менеджменту российских и зарубежных авторов.
Планирование – это процесс определения целей и путей их достижения.
Сущность планирования заключается:
1. конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности.
2. определении хозяйственных задач, способов их решения, сроков и последовательности реализации.
3. выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Различают следующие формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
1. перспективное (долгосрочное).
2. среднесрочное.
3. краткосрочное (текущее, бюджетное, оперативное).
Уровень и качество планирования в организации зависят от комплектности руководства фирмы на всех уровнях, квалификации специалистов, работающих в функциональных подразделениях, наличиям информационной базы и обеспеченности компьютерной техникой.
Организация – это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними, определение порядка и условий функционирования фирмы. Административно-организационное управление предполагает определение структуры фирмы, обеспечение взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности работников аппарата управления. Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утверждённым планом.
Мотивация как основная функция менеджемента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определённой последовательности взаимозависимых категорий: потребности – интересы – мотивы деятельности – действия людей.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учёт), изучением данных о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностики и оценки процессов разработки и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчётов в использовании средств и методов управления.
Контроль бывает:
1. предварительный.
2. текущий.
3. заключительный.
Предварительный контроль обычно реализуется в форме определённой политики, процедур и правил.
Текущий контроль проводится, когда работа уже идёт и обычно заключается в проверке работы подчиненного его непосредственным начальником.
Заключительный контроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведённое для её выполнения время.
Товарный ассортимент организации, занимающейся розничной торговлей, должен соответствовать представлениям целевых покупателей. Всё чаще ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими компаниями. Необходимо принять решение о широте товарного ассортимента и его глубине. Основная проблема заключается в разработке дифференцированной товарной стратегии.