рефераты по менеджменту

Анализ и совершенствование функционирования системы управления г. Новосибирска (на примере швейного предприятия)

Страница
13

Таким образом, формирование структур управления представляется как некоторый набор рабочих мест, определённым образом связанных между собой технологическими взаимодействиями. Определяется такая структура избранным вариантом технологии и – в части количественных соотношений разнородных элементов – заданными объёмами производства изделий и относительной трудоёмкостью технологических операций. Следующим логическим шагом является переход от системы машин к производственной организации и от производственно-технологической структуры к формированию структуре производства. Он осуществляется разбиением исходного множества рабочих мест на подмножества, образующие иерархическую систему производственных подразделений, например цехи и участки. Решение по конкретному виду производственной организации (т.е. по формированию её структуры) принимается, как известно, с учётом множества факторов и их весьма сложного взаимодействия. Рассматривать эти факторы в рамках наших целей нет нужды. Обратимся теперь к понятию формированию структур управления. В сфере управления нет надёжной вещественной основы такой, как система машин, нет и столь чёткой регламентации трудовых процессов, фиксирующих пооперационное разделение труда, как технологическая документация. И всё же в сфере управления можно провести ту же логическую цепочку, ведущую от разделения труда между работниками управления к организации управляющей системы и структуре этой организации. Но в управлении разделение труда развивается по двум различным направлениям. Первое является непосредственным следствием развития производственной организации и точно следует её структуре: образование производственных подразделений означает появление руководителей этих подразделений, производственной иерархии – иерархии линейных её руководителей. Второе направление – функциональное, происходящие при обособлении отдельных функций управления в качестве видов деятельности специальных работников. Под функциями управления будем понимать особые виды управленческой деятельности, отличающиеся конкретными целями, на достижения которых они направлены, характером работ и способами их выполнения. Совокупность определённых официальной документацией элементов системы, рассмотренных в реальном, действительном взаимодействии друг с другом, образует фактическую, или действующую, структуру. Выявление фактических связей, действительно сложившийся на данный момент отношений, вскрывает действительную роль отдельных элементов и их групп в исследуемой системе – в отличие от предписанной, предполагаемой роли. Разграничение понятий официальной и фактической структуры позволяет уточнить направление анализа формирование структур промышленного предприятия: в качестве непосредственного предмета исследования выступают фактически сложившиеся связи в производстве и управлении. Для анализа формирование структур управления выбираем в качестве элементов должностные позиции руководителей подразделений – производственных – в соответствии с уровнем анализа производственной организации; технических, экономических, административных, хозяйственных и т.п. – на уровне отделов и самостоятельных бюро и лабораторий. Использование термина должностные позиции вместо привычных «должности» и «должностные лица» вызвано тем, что при анализе оказывается возможным и целесообразным агрегированное представление нескольких должностей. В последующих разделах описываются условия и методические процедуры образования должностных позиций. Термин соответствует также и характеру связей, рассматриваемых при анализе структуры управления.

Очевидно, что описываемый подход не охватывает таких важных сторон системы управления, как мотивация поведения работников и процессы принятия решений, фиксируя в стёртой, недифференцированной форме только их результаты, поскольку они воздействуют на направление и интенсивность связей. Не исследуются внутренние структуры подразделений. Наконец, за пределами анализа остаётся и такая составляющая системы управления, как структура информационных потоков, в частности документооборот. В этом заключается одно из существенных отличий предлагаемых методов анализа формирование структур промышленного предприятия от других разработок, выполненных в данной области. Фиксируя различия в подходах к решению одной и той же задачи, мы далеки от намерения противопоставить их друг другу, наоборот, полагаем, что они дополняют друг друга, и что эксперты должны иметь возможность выбора из имеющегося арсенала средств такого или таких, которые в наибольшей степени соответствуют конкретным целям анализа. Для синтеза мы меняем официальную структуру управления:

Начальник производственного цеха

Рис. 4. Первый вариант структуры управления.

Существует два варианта изменения структуры управления. Вариант 1.

В этой схеме главный инженер и заместитель директора по коммерции подчинён директору. Главный бухгалтер, начальник отдела по дизайну и начальник производственного цеха подчинены: главному инженеру. Заместителю директора по коммерции подчинены: начальник коммерческого отдела и начальник отдела по приёмке тканей для пошива.

Рис. 5. Второй вариант структуры управления.

Во втором варианте структуры управления начальник производственного цеха подчиняется заместителю директора по коммерции как это видно на втором варианте структуры управления. В этой схеме видно, что директору подчинены: главный инженер и заместитель директора по коммерции, где главному инженеру подчинены: главный бухгалтер и начальник отдела по дизайну. А заместителю директора по коммерции подчиняются: начальник коммерческого отдела, начальник отдела по приёмке тканей для пошива и начальник производственного цеха. Такая расстановка сил позволяет директору более сбалансировано оценивать возможности и проблемы предприятия. Предположим, объём продвижения товара постепенно уменьшается и директор ищет решение проблем. Начальник производственного цеха предлагает нанять больше работников в производственный цех увеличить им зарплату и посмотреть, как они будут работать, и после этого посмотреть увеличились ли продажи одежды.

Формирование функциональной структуры

Выделение и затем обособление функций управления – объективно обусловленный процесс, порождаемый развитием производства и возрастающей сложностью и трудоёмкостью управления им. При этом конкретные процессы, происходящие в тех или иных фирмах, предприятиях в определённые периоды развития, характеризуются тем, что в качестве отдельной функции выделяется и обособляется наиболее важный для данных условий вид управленческой работы – или ставший наиболее сложным, или, наконец, при относительной простоте – требующий больших затрат времени управляющего. В свою очередь, выделившаяся функция может распадаться на более узкие, более конкретные виды, затем расчленяться на подфункции и отдельные процедуры, которые, в свою очередь, состоят из совокупности или последовательности элементарных операций. Следовательно, возникает проблема управление работой группы людей, совокупные усилия которых должны обеспечить эффективное управление объектом, т.е. проблема управления самой управляющей системой. Здесь нам представляется уместной аналогия с соотношением производственно-технологической структуры и структуры производственной организации. Структуру такой системы условно назовём структурой должностных позиций в системе управления. Тогда следующим логическим шагом явится переход к управленческой организации и формирование структур управления.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту