Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы, устанавливаются актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего.
Правовое положение гражданского служащего гражданского служащего субъекта РФ определено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ (гл.3). В законах субъектов эта глава продублирована, в частности в законе города Москвы. Официально элементами правого статуса гражданского служащего считаются: основные права; основные обязанности; ограничения; требования к служебному поведению, ответственность и государственные социальные гарантии.
Права гражданского служащего это возможности, способы действия, предоставленные законодательством о гражданской службе полномочия, такие как право на обеспечение надлежащих условий и получения информации, необходимых для исполнения должностных обязанностей, право на отдых, на должностной рост, медицинское страхование, пенсионное обеспечение и другие права.
Обязанности гражданского служащего это установленные законодательством нормы, которые гражданский служащий должен соблюдать, мера поведения гражданских служащих при нахождении на гражданской службе. В число обязанностей гражданского служащего входит обязанность представлять сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера, в том числе членов его семьи; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта и другие. Обязанность по обеспечению прав гражданского служащего возлагается на представителя нанимателя.
Служебная дисциплина на гражданской службе это обязательное соблюдение гражданскими служащими служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с законодательством о гражданской службе, актами государственного органа и служебным контрактом.
Представитель нанимателя в соответствии с этими актами обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.
Строгие требования к служебному поведению государственного гражданского служащего, ограничения и запреты, накладываемые на его служебную деятельность, должны способствовать повышению его компетенции и профессионализма, ответственности за выполнение возложенных на него обязанностей, нейтральности, беспристрастности и бескорыстию.
Рис. 1.3 Требования к служебному поведению служащих
Ограничения и запреты на гражданской службе - это обстоятельства, наличие которых запрещает гражданскому служащему находиться на гражданской службе. Гражданская служба в силу своего особого статуса накладывает определённые ограничения, например, представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Ограничения, действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, то есть относятся в том числе и к гражданину, который еще не стал гражданским служащим, а только собирается им стать.
Запреты, в отличие от ограничений, не распространяются на граждан, поступающих на гражданскую службу, и запрещают определённые действия гражданских служащих, которые могут повлиять на эффективное и надлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. В число запретов на гражданской службе относится запрет осуществлять предпринимательскую деятельность, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц и другие.
Рис. 1.4 Ограничения при приеме на работу гражданских служащих
На государственной гражданской службе законодательством предусматриваются как государственные гарантии, так и дополнительные гарантии. В соответствии со статьей 42 Закона Москвы «О государственной гражданской службе» № 3 гражданскому служащему столицы дополнительно гарантируются[9]:
– Компенсация за использование личного транспорта в служебных целях;
– Бесплатная и льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску;
– Компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку;
– Медицинское обслуживание, в том числе членов семьи;
– Бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врачей;
– Единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее каждые пять лет в размерах, не превышающих 2-месячного денежного содержания;
– Единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих 2-месячного денежного содержания;
– Выплата один раз за весь период гражданской службы денежного вознаграждения при выходе на пенсию с гражданской службы в размере, исчисленном исходя из среднемесячной заработной платы по последней замещаемой должности гражданской службы в кратности к числу полных лет гражданской службы, но не более чем за 10 лет на день прекращения гражданской службы;
– Размер пенсии гражданских служащих и доплаты к ней – до 80 % месячного их денежного содержания
– Возмещение расходов на ритуальные услуги членам семьи гражданского служащего.[10]
К сожалению, не все дополнительные гарантии реализуются на практике. Для повышения привлекательности государственной гражданской службы и привлечения высококвалифицированных специалистов принятие и реализация дополнительных государственных гарантий были бы весьма полезными.
Кадровая политика – одно из приоритетных направлений государственной политики. Особую роль профессиональный кадровый состав играет в системе государственного управления. Управленческие кадры – государственные гражданские служащие, являющиеся центральным звеном этой системы, определяют цели, приоритеты и пути политического, социально-экономического, культурного развития страны.[11] Поэтому в современных условиях кадровая политика в сфере государственной службы превращается в руках государства в мощный инструмент государственного управления, в средство повышения его эффективности и становления современного эффективного государства. Кадровое обеспечение и кадровые технологии являются одними из главных её составляющих.
Основные цели, задачи, сроки этапы реализация и главные показатели кадровой политики города Москвы на 2009-2013 годы отражаются в Указе Мэра Москвы от 21 июля 2009 г. № 47-УМ «О развитии государственной гражданской службы города Москвы на 2009-2013 годы» в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», а также статьей 55 Закона города Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы». Реализация Программы позволит завершить качественное преобразование государственной гражданской службы города Москвы, оптимизировать ее организацию и функционирование на основе установленных законодательством Российской Федерации и города Москвы принципов, внедрить на государственной гражданской службе города Москвы современные кадровые, информационные, образовательные и управленческие технологии.[12] Внедрение эффективных кадровых технологий и методов способствует формированию кадрового состава государственной гражданской службы города Москвы. Внедрение перспективных организационно-управленческих и кадровых технологий обусловлено необходимостью совершенствования работы с кадровым составом государственных органов и обеспечением конкурентоспособности государственной гражданской службы города Москвы.