Непосредственную работу с кадровым резервом будет осуществлять служба кадров, которая в установленном порядке:
- подготавливает проекты правовых актов о включении гражданского служащего в кадровый резерв Департамента;
- составляет список кадрового резерва Департамента;
- ведет работу по учету и пополнению данных кадрового резерва Департамента;;
- проводит анализ состояния кадрового резерва Департамента с учетом прогноза изменения организационной структуры и штатной численности Департамента, оценки состояния и прогноза текучести кадров гражданских служащих, прогноза исключения гражданских служащих из кадрового резерва;
- организует профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку государственных гражданских служащих, включенных в кадровый резерв Департамента.
Включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе является одним из оснований для его направления на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации или стажировка гражданских служащих, включенных в кадровый резерв, осуществляется в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.
Грамотно осуществляемая работа с резервом окажет положительное воздействие на работу Департаменте в целом, значительно повышая ее эффективность.
Наличие кадрового резерва обеспечивает непрерывность процесса управления, уменьшает риск, связанный с ошибочным назначением на вакантную должность, позволяет избежать случайностей и своевременно заменять недостаточно подготовленных работников более подготовленными.
Вместе с тем, более целесообразным на наш взгляд представляется формировать и готовить кадровый резерв не на должность, а на должностной уровень. Это должно стать направлением работы Департамента по управлению государственной службой. В этом случае наряду с прочими появляются возможности для более широкого и эффективного использования групповых, организованных форм обучения. Для зачисленного в резерв и готовящего себя к последующему должностному продвижению появляется и более широкая возможность социального выбора. Для самой системы управления кадрами государственных служащих создаются условия интеграции в более крупные системы, что позволяет расширить ротацию кадров, обеспечить мобильное и качественное замещение вакансий в государственных органах.
Развитие карьеры всегда было важно для перспективных работников, но сегодня оно приобрело для многих первостепенное значение, изменился и сам характер управления карьерой. Для России изменения особенно очевидны. В период социалистического строительства существовала тенденция пропагандировать, что особенно хороша карьера, если человек работает в одной организации в течение 20-30 лет. Теперь все большее число людей осознает, что карьера может охватывать широкий диапазон работ, организаций, отраслей и профессий[23].
для внедрения карьерного развития, необходимо закрепить функции по оказанию помощи за специалистом отдела кадров.
Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Планирование карьеры в Департаменте должно включать совмещение личных ожиданий служащих Департамента в области своей карьеры с возможностями, доступными в Департаменте. Планирование карьеры предполагает определение средств для достижения желаемых результатов, включая формирование образцов карьеры в качестве средства достижения целей.
Отдел кадров при обращении в неё государственного служащего за помощью в планировании индивидуальной карьеры должен оказать профессиональную помощь в проектировании возможной карьеры, учитывая личные особенности служащего. Одна и та же карьерная ситуация для разных сотрудников может быть как привлекательной, так и неинтересной, что обязательно скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.
Комплексная система управления карьерным процессом должна включать взаимосвязанные между собой цели, функции, технологии, принципы, структуру и кадры управления карьерой.
Цели системы управления карьерным процессом в Департаменте могут включать:
- формирование, использование и развитие профессионального потенциала каждого служащего;
- обеспечение преемственности профессионального опыта и культуры Департаменте;
- достижение взаимопонимания между служащим и Департаменте по вопросам его развития и карьерного продвижения;
- создание благоприятных условий для карьерного развития и продвижения служащих в рамках Департаменте и др.
Основными функциями системы управления карьерным процессом в Департаменте соответственно целям будут:
- исследование проблем карьерного развития и прогнозирование перемещений на ключевых руководящих должностях;
- планирование развития служащих, состоящих в кадровом резерве, оценка возможностей должностного перемещения (повышения, ротации)
- создание условий для активизации карьерных устремлений служащих, создание благоприятных условий для самоуправления карьерой;
- регулирование карьерного процесса каждого служащего, предупреждение и профилактика отклонений от нормы;
- согласование и координация действий различных звеньев системы управления карьерой;
- контроль за выполнением функций, оценка эффективности управления карьерным процессом[24].
Достижение целей, реализация функций и технологий управления карьерой служащих Департамента должны происходить на основе определенных принципов, которыми могут быть:
- коллегиальность в разработке программы карьеры;
- совмещение целей Департамента и индивидуальных интересов служащих;
- непрерывность в развитии и продвижении служащих;
- прозрачность процедуры и технологии оценки, механизма должностных перемещений (информирование персонала о вакансиях, об условиях их замещения, критериях отбора);
- экономичность профессионального развития, отбора и продвижения служащих.
Предложение Департаментом возможностей развития карьеры сотрудникам может происходить на основе простых программ обучения и консультаций, участия в ротации кадров, деловых игр по совершенствованию дальнейших планов продвижения по службе. Указанные программы при рациональном подходе не требуют больших затрат, хотя и способны оказать на служащих существенное мотивирующее воздействие.
Например, разработаем индивидуальную карьеру главному специалисту контрольного сектора организационно-контрольного отдела Управления делами.
Соломахина М.И. – главный специалист имеет высшее образование, стаж работы в отделе – 7 лет, возраст – 33 года.
Соломахина М.И. находится на этапе, когда личность стремиться достичь успеха и завоевать признание.
Его карьерные устремления связаны с вертикальной карьерой и вершиной карьеры для него является – должность начальника управления экономики.