Регулирующие и социальные процессы. Компания должна заработать и постоянно подтверждать право на то, чтобы производить и продавать свои товары и услуги на территории той или иной страны, того или иного сообщества. Национальные и местные нормы об окружающей среде, безопасности, здоровье работников и их трудоустройстве обязывают предприятие действовать по определенным стандартам. Для того чтобы избежать закрытия или дорогостоящего разбирательства в суде, необходимо, как минимум, соблюдать все эти правила ведения бизнеса.
Однако многие организации стремятся быть лучше и не только соблюдают те минимальные условия, которые им предписывает закон, но и создают себе репутацию наиболее предпочитаемого в данном сообществе работодателя.
Компании с безупречной репутацией пользуются популярностью у персонала, покупателей, инвесторов и т.д.
Связи между процессами – использование человеческих ресурсов, операционная деятельность, клиентский и финансовый менеджмент – являются яркой иллюстрацией того, как эффективное управление регулирующими и социальными процессами способствует созданию долгосрочной стоимости для акционеров.
Компания должна управлять (а соответственно, и отчитываться) регулирующими и социальными процессами по нескольким направлениям:
- окружающая среда;
- безопасность и здоровье;
- трудоустройство;
- инвестирование в сообщество.
Составляющая обучения и развития ССП выделяет особую роль приведения нематериальных активов организации в соответствие с ее стратегией. Эта составляющая содержит цели и показатели для трех компонентов нематериальных активов, особенно важных для реализации долгосрочных программ:
а) человеческого капитала;
б) информационного капитала;
в) организационного капитала.
Нематериальные активы описываются как «знание организации, которое создает дифференцированное преимущество» или «способности сотрудников компании удовлетворять запросы клиентов». Нематериальные активы включают в себя такие разнородные составляющие, как патенты, авторские права, знания сотрудников, лидерство, информационные системы и операционные процессы.
Ниже представленные цели описывают важнейшие нематериальные активы ОДО «Нова Тур» и обеспечивают мощный инструмент для приведения их в соответствие со стратегией компании и интегрирования.
Человеческий капитал
а) стратегические компетенции: наличие умений, таланта и ноу-хау для осуществления деятельности в соответствии со стратегией.
Информационный капитал
б) стратегическая информация: наличие информационных систем, инфраструктур и прикладных знаний, необходимых для поддержки стратегии.
Организационный капитал
в) культура: осведомленность и интернализация общей миссии, видения и ценностей, требуемых для реализации стратегии.
г) лидерство: наличие на всех уровнях квалифицированных лидеров, способных мобилизовать всю организацию на выполнение намеченных планов.
д) соответствие: согласование принятой стратегии, целей и стимулов на всех организационных уровнях.
е) работа в команде: совместное использование знаний и квалифицированных специалистов как стратегического потенциала.
Для описания статуса нематериальных активов и их роли в поддержке стратегии, предлагается понятие «стратегическая готовность». Стратегическая готовность – это аналог ликвидности: чем выше степень готовности, тем быстрее нематериальные активы могут превращаться в денежные средства.
Процесс оценки готовности человеческого капитала начинается с выявления компетенций, необходимых каждому сотруднику, участвующему во внутренних процессах, представленных на стратегической карте организации.
Группы стратегических профессий – это те позиции или должности, на которых работники, обладающие соответствующими компетенциями, могут продемонстрировать наибольшую отдачу.
Профили компетенций подробно описывают соответствующие требования. Процесс оценки определяет имеющиеся в настоящий момент возможности организации по каждой из групп профессий в соответствии с параметрами, определенными графиками. Различие между требованиями и реальными способностями и есть «разрыв компетенций», отражающий степень готовности человеческого капитала организации. Для того чтобы устранить данный разрыв, компания разрабатывает и реализует программы развития человеческого капитала.
Выявление групп стратегических профессий.
Несомненно, все профессии, которые использует компания «Нова Тур», важны для нее, иначе она просто не нанимала бы персонал и не платила ему за работу. Многие из них обеспечивают базовые возможности и требования, но не настолько оригинальны, чтобы создать дифференциацию. И хотя менеджеры должны развивать потенциал каждого работника, все-таки следует признать, что одни профессии более значимы для реализации конкретной стратегии, чем другие. Процесс стратегического управления человеческим капиталом должен их выявить и сфокусировать внимание руководства на нескольких самых важных. Сфокусировав свои усилия на данных нескольких ключевых профессионалах, компании умело используют возможности инвестирования в человеческий капитал и получают максимальную отдачу.
Определение групп стратегических профессий для каждого процесса внутренней составляющей изображено в таблице 3.20.
Таблица 3.20 – Группы стратегических профессий для процессов внутренней составляющей компании «Нова Тур»
Операционный менеджмент | |||
Внутренняя составляющая |
Эффективно управлять производством |
Быстро выполнять услуги разработки |
Иметь высокое качество разработки |
Группы стратегических профессий |
Менеджеры по управлению проектами |
Инженеры-программисты | |
Необходимое число специалистов |
5 |
10 |
Управление клиентами | |||
Внутренняя составляющая |
Информировать рынки о текущих и новых продуктах |
Привлекать новых клиентов больше, чем уходит текущих |
Стимулировать проинформиро-ванных к покупке |
Группы стратегических профессий |
Маркетологи | ||
Необходимое число специалистов |
1 | ||
Инновационные процессы | |||
Внутренняя составляющая |
Быстро выполнять необходимые продуктовые процессы |
Управление портфелем (выбор продуктовых программ) |
Быстро собирать самые важные нужды/требования клиентов |
Группы стратегических профессий |
Менеджеры по управлению продуктами |
Маркетологи | |
Необходимое число специалистов |
3 |
1 |