Рентабельность - это показатель эффективности деятельности организации, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств.
Рентабельность в отличие от прибыли организации, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) организации.
Показатели рентабельности реализованных услуг представлены в таблице 2.11.
Таблица 2.11 – Расчет рентабельности услуг компании «Нова Тур»
Показатели |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Выручка от реализации услуг, млн. р. |
358,043 |
422,940 |
629,702 |
Прибыль от реализации, млн. р. |
44,573 |
-13,070 |
10,548 |
Рентабельность всех реализованных услуг, % |
12,450 |
-3,090 |
1,680 |
Проанализировав данные таблицы, заметим, что в 2008 году рентабельность уменьшилась по сравнению с 2006 годом и незначительно выросла по сравнению с 2007 годом. Это связано с колебанием размера прибыли.
Динамика рентабельности отражена ниже на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Динамика рентабельности всех реализованных услуг, %
На изменение рентабельности могут оказывать влияние следующие факторы: изменение объёма реализованных услуг, изменение средних цен реализации, изменение себестоимости реализованных услуг.
Следует заметить, что в нашем случае на резкий спад уровня рентабельности в 2007 году до отрицательной отметки (-3,09%) повлияло увеличение себестоимости услуг, и в то же время превышение объема выпуска услуг над объемом реализации, что объясняется дебиторской задолженностью по проектам.
На основе проведенного анализа хозяйственной деятельности компании «Нова Тур» приведены основные технико-экономические показатели за 2006 – 2008 гг. в таблице 2.12.
Прежде всего, анализируя таблицу 2.12, нельзя не заметить, что результаты финансово-хозяйственной деятельности компании за рассматриваемый период очень нестабильны, а именно:
- физический выпуск и реализация продукции в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 38% и 18% соответственно, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. – на 29% и 49% соответственно;
- выручка от реализации в 2007 г. повысилась на 64,897 млн. р., в 2008 г. – на 206,762 млн. р.;
Таблица 2.12 – Основные технико-экономические показатели за 2006-2008 гг.
Показатели |
Единица измерения |
2006г. |
Темп роста, % |
2007г. |
Темп роста, % |
2008г. |
1. Объем выпуска услуг (в сопоставимых ценах) |
млн. р. |
325,881 |
138 |
449,864 |
128 |
578,661 |
2. Объем реализации услуг |
млн. р. |
358,043 |
118 |
422,940 |
149 |
629,702 |
3. Полная себестоимость реализуемых услуг |
млн. р. |
252,785 |
144 |
364,326 |
140 |
512,425 |
4. Затраты на условную единицу услуг |
млн. р. |
0,776 |
104 |
0,810 |
109 |
0,886 |
5. Прибыль от реализации услуг |
млн. р. |
44,573 |
-129 |
-13,070 |
181 |
10,548 |
6. Чистая прибыль |
млн. р. |
33,092 |
-139 |
-13,070 |
161 |
7,937 |
7. Уровень рентабельности реализованных услуг |
% |
12,450 |
-125 |
-3,090 |
154 |
1,680 |
8. Численность персонала |
чел. |
38 |
118 |
45 |
91 |
41 |
9. Производительность труда работника |
млн. р. в год |
8,576 |
116 |
9,997 |
141 |
14,114 |
- прибыль от реализации услуг в 2008 году понизилась по сравнению с 2006 годом на 34,025 млн. р.;
- производительность труда работников выросла на 5,538 млн. р. в год;
-затраты на рубль реализованной продукции за рассматриваемый период повысились на 0, 110 в течение 3 лет;
-увеличение себестоимости единицы продукции за рассматриваемый период – 259,640 млн. р;
-рентабельность реализованных услуг снизилась с 12,45% до 1,68% за 3 года.
Рассматривая сильные и слабые стороны компании, ее возможности и угрозы для нее, выявились следующие слабые стороны и угрозы:
- в компании нет достаточно удобной системы коммуникации, внутренние бизнес-процессы слабо формализованы;
- не смотря на четкий контроль издержек у компании расходы выше, чем у конкурентов;
- компания не видит возможностей для роста и развития;
- на рынке интернет-услуг существует большая конкуренция;
- попытки клиентов снизить цены на предоставление услуг.
В то же время в процессе анализа нашлись сильные стороны бизнеса и возможности для компании, а именно:
- самой главной ценностью является высококвалифицированный персонал компании;
- в компании отлаженный производственный цикл, что дает возможность контролировать процесс предоставления услуг;
- благодаря контролю и учету, компания без труда создает отчетность для клиента по оказанию услуг;
- компания приобретает известность, а также клиентов, благодаря близкому российскому партнеру;