Из таблицы 2.1 видно, что за три года объем выпуска услуг вырос на 78%, а объем реализации увеличился на 76 %, при этом, значительную роль в таком увеличении оказал рост выпуска услуг в 2008 году. Превышение в 2007 г. темпа роста выпуска услуг над темпом роста реализации говорит о том, что неоплаченные покупателями услуги за предыдущий период реализованы в 2007 году не полностью. Это связано с долговременными договорами, по которым работает компания. Проекты могут длиться от нескольких месяцев, до нескольких лет, в зависимости от сложности выполнения проекта. При этом увеличивается рост дебиторской задолженности.
Если сравнивать выпуск услуг по годам, то в 2007 г. по сравнению с 2006 г. он увеличился на 38 %, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. – на 29 %.
Объем реализации в 2007 г. в сравнении с 2006 г. вырос на 18%, в 2008г. по сравнению с 2007 г. – на 49 %. Это говорит о том, что услуги, предоставляемые компанией, из года в год пользуются все большим спросом, невзирая на то, что в данной сфере существует большая конкуренция.
Далее необходимо проанализировать структуру оказываемых услуг, а также факторы, влияющие на изменение объема услуг.
Таблица 2.2 - Анализ объема услуг в период 2006-2008 гг. в компании «НОВА ТУР»
Название услуги |
2006 год, млн. р. |
2007 год, млн. р. |
Абсолютное отклонение выпуска продукции 2007 года к 2006 году |
2008 год, млн. р. |
Абсолютное отклонение выпуска продукции 2008 года к 2007 году |
Разработка программного обеспечения |
220,018 |
296,008 |
75,990 |
401,026 |
105,018 |
Внедрение программного обеспечения |
18,250 |
16,384 |
-1,866 |
17,160 |
0,776 |
Консультировани и поддержка |
57,926 |
74,921 |
16,995 |
81,003 |
6,082 |
Администрирование базы данных |
20,014 |
49,642 |
29,628 |
63,804 |
14,162 |
Всего: |
316,208 |
436,955 |
120,747 |
562,993 |
126,038 |
Из таблицы 2.2 видно, что объём оказываемых услуг в 2007 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 120,747 млн. р., в 2008 году вырос (относительно 2007 года) на 126,038 млн. р. При рассмотрении структуры услуг можно сделать вывод, о том что, на рост объёма услуг повлияло в основном увеличение разработки программного обеспечения (на 75,99 млн. р. в 2007 году и на 105,018 млн. р. в 2008 году) и администрирование баз данных ( на 29,628 млн. р. по сравнению с 2006 годом, и на 14,162 млн. р. по сравнению с 2007 годом). Объем такой услуги, как внедрение программного обеспечения, нестабилен и занимает лишь малую долю в комплексе услуг, так как не считается важным источником дохода. Консультирование и поддержка представляет собой большую долю в объеме услуг (74,921 млн. р. в 2007 году и 81,003 млн. р. в 2008 году). Уровень объема этой услуги зависит от количества проектов на разработку программных продуктов, требующих консультации в будущем, и растет согласно росту услуги разработки.
Динамика структуры объема оказания услуг в процентном соотношении представлена ниже на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Динамика структуры объема оказания услуг за 2006-2008 гг.
Исходя из представленной выше динамики, мы наблюдаем незначительный спад такого вида услуг, как внедрение программного обеспечения. Компания не считает данный вид услуг прибыльным и высокорентабельным для себя, поэтому внедрение программного обеспечения проходит в исключительных случаях. Такая услуга компании как разработка программного обеспечения неуклонно растет. Это объясняется тем, что появляется все больше заказов на разработку программного обеспечения. Заказы по данным услугам являются долгосрочными и высокооплачиваемым, что и предполагает приток денежных средств, благодаря данному виду услуг. Увеличении количества заказов на разработку программного обеспечения влечет за собой увеличение таких видов услуг, как администрирование баз данных и консультирование.
Но анализ структуры в стоимостном выражении не дает полной картины о структуре оказанных услуг.
Необходимо проанализировать объем основных видов услуг по количеству договоров в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Объём основных услуг по количеству заказов за 2006-2008 гг.
Название |
2006 год |
2007 год |
2008 год | |||
количество |
уд. вес в объеме, % |
количество |
уд. вес в объеме, % |
количество |
уд. вес в объеме, % | |
разработка программного обеспечения |
79 |
66 |
98 |
64 |
109 |
62 |
внедрение программного обеспечения |
7 |
6 |
5 |
3 |
5 |
3 |
консультирование и поддержка |
23 |
19 |
28 |
19 |
31 |
18 |
администрирование баз данных |
10 |
9 |
22 |
14 |
29 |
17 |
Всего: |
119 |
100 |
153 |
100 |
174 |
100 |
Из таблицы 2.3 видно, что в течение трех лет количество заказов заметно увеличилось (со 119 в 2006 году до 174 в 2008), что говорит об успешности компании. Рост общего количества заказов происходит благодаря возрастанию заказов на разработку программного обеспечения (с 79-ти в 2006 г. до 109-ти заказов в 2008 г.). Это ведет за собой рост консультирования и администрирования (с 23-х в 2006 г. до 31-го в 2008 г. и с 10-ти до 29-ти соответственно). Как говорилось выше, внедрение программного обеспечения остановилось на отметке в 3% от общего объема, так как эта услуга не является для компании определяющим фактором успешной деятельности.