Любой производственный процесс требует наличия трёх основных компонентов ;
· Предмет труда
· Средство труда
· Сам труд
Предмет труда – это материалы, сырье из которых изготавливается новый продукт по заказу клиента.
Средство труда- это орудия производства (силовое и технологическое оборудование, приборы); здания, сооружения, транспортные средства, хозяйственный инвентарь, с помощью чего осуществляется производственный процесс.
Труд, или целесообразная деятельность – осуществляеться работником, который затрачивает нервно-мышечную энергию для выполнения работ, услуг, используя при этом средства труда для воздействия на предметы труда.
Внутренний анализ осуществляется для нужд управления предприятием. Его результаты используются также для планирования, контроля и прогноза финансового положения. Внешний анализ производится всеми субъектами анализа, определяется интересами собственных финансовых ресурсов и контролирующих органов.
При внешнем анализе изучается реальная стоимость имущества предприятия, делается прогноз будущих финансовых поступлений, структуры капитала, уровня и тенденций изменения дивидендов и т.п.
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Кроме бухгалтерского анализа информационной базой служат все формы отчетности организации , баланс предприятия.
Процедура составления бухгалтерской отчетности является завершающим этапом в работе бухгалтера, заключительным аккордом, своеобразным «венцом» учетного процесса, раскрывающим имущественное и финансовое положение хозяйствующего субъекта.
Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса.
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. [58стр 354]
По характеру возникновения все факторы, влияющие на распределение прибыли, можно разделить на 2 основные группы.
1.Внутренние (генерируемые особенностями коммерческой деятельности предприятия).
2.Внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия);
Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определение границы формирования пропорций, распределения прибыли. 1.Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования.
2.Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и налоговых льгот существенным образом влияют на пропорции распределения прибыли. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. [26.стр.204] Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели. К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования. В эту же группу включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие. [64.стр.95]
Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения. Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат. Прибыль – основной источник финансирования прироста оборотных средств, обновления и расширения производства, социального развития предприятия, а также важнейший источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. [38 стр.320] Таким образом, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия должна идти на материальное стимулирование работников предприятия, на формирование резервного фонда, на инвестиции, на развитие производства.
Одной из характеристик стабильного положения предприятия служит эффективная организация его деятельности. Она зависит как от стабильности экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.
В современных условиях, пожалуй только торгово-посреднические фирмы, независимо от их размеров, могут успешно функционировать в рамках лишь одного вида деятельности, хотя и в этом случае фирма, достигнув в своем развитии определенных размеров, будет стремиться к сочетанию розничной и оптовой торговли, выходу на прямые связи с изготовителями товаров, организации производственных процессов по доработке покупаемых изделий, сервисному обслуживанию клиентуры и т.п. развитию своей деятельности в сопряженных, в основном сферах, то есть к диверсификации, обеспечивающей возможности сокращения общих издержек.
Если же фирма первоначально создается для производственной деятельности, направленной на изготовление продукции и оказание услуг производственного характера, то по мере ее развития все более необходимым становится диверсификация производства, обеспечивающая фирме большую финансово-экономическую устойчивость в условиях жесткой конкуренции и, в определенной мере, трудно предсказуемых колебаний рыночной конъюнктуры.
Так фирма, первоначально специализирующаяся в области продажи тех или иных продуктов, постепенно в процессе своего развития будет стремиться к созданию производств, обеспечивающих ее собственные потребности в полуфабрикатах, пока издержки собственного производства таких продуктов будут ниже, чем затраты на их приобретение с учетом транспортной составляющей у сторонних поставщиков.