Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. «Эффективный руководитель формируется в процессе организационного и группового развития, выступая в качестве лидера. Движущая сила его развития – беспощадный самоанализ, непрерывное самообучение, уверенность в себе, энтузиазм»(34, С.29).
Подводя итог, можно сказать, что руководство является до некоторой степени искусством. Возможно, по этой причине исследователи не смогли разработать и обосновать теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать в самых разных ситуациях и самым разным руководителям. Но возможно если бы этот стиль был выработан, то само руководство потеряло бы всю свою привлекательность, рискованность, превратилось бы в набор стандартных действий и приемов. Но все рассмотренные стили руководства помогут руководителю научиться выбирать стиль, сообразный конкретной ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние на подчиненных, а не структурировать условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители сменят стиль из-за изменения характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному – в зависимости от требований реальности. «В руководстве людьми нет абсолютных истин, так как у каждого свой неповторимый характер, навыки, умения, достоинства и недостатки, и поэтому все руководители ведут себя по разному в одинаковых обстоятельствах. Успешное руководство – это функция трёх переменных: руководителя, подчинённого и изменения ситуаций»(7, С.214).
Поскольку люди являются наиболее важным организационным ресурсом, руководитель организации должен уделять основную часть своего времени именно управлению людьми. К сожалению, так происходит далеко не во всех современных организациях. Это заметно снижает эффективность управления в организации в целом, поскольку руководители являются важнейшим инструментом претворения в жизнь методов управления, и недостаточное внимание с их стороны к этим вопросам трансформируются в низкое качество управления персоналом.
ООО «Panasonic» организовано в 1997 году для осуществления торговли бытовой техникой, аудио- и видеотоварами, а также средствами связи и коммуникации фирмы «Panasonic».
В 1997 году фирмой был открыт магазин «Panasonic», размещенный на площади в 200 кв.м. На момент открытия магазина в фирме работало 7 человек.
В 2000 году японскими представителями фирмы «Matsushita Electric Industrial Co., Ltd.» магазину ООО ««Panasonic» присвоен статус фирменного мультибрендового магазина. К этому моменту в фирме работает уже 12 человек.
В течение 2001- 2007 г.г. количество персонала фирмы не претерпевает существенных изменений, но в последние годы собственники фирмы обеспокоены нестабильностью кадрового состава. Несмотря на высокий уровень заработной платы с 2005 г. по 2008г. наблюдается высокая текучесть кадров. В связи с этим появилась необъходимость проанализировать трудовой потенциал ООО «Panasonic», оценить показатели движения персонала и выявить причины высокой текучести кадров. Основные показатели, характеризующие трудовой потенциал ООО «Panasonic» представлен в таблице 2.1 и на рисунках 9-12. Данные показатели позволяют сделать выводы о том, что за анализируемый период наибольший удельный вес в структуре персонала занимают продавцы. Профессиональная структура персонала практически не претерпевает существенных изменений. Анализ персонала по категориям позволяет сделать вывод, что наибольшую долю в структуре персонала занимает торгово-оперативный персонал, то есть продавцы и кассиры.
Таблица 2.1 Основные показатели, характеризующие трудовой потенциал ООО «Panasonic»
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 год |
2008 год |
Среднесписочная численность персонала – всего, человек |
12 |
11 |
11 |
14 |
в том числе | ||||
- руководители |
1 |
1 |
1 |
1 |
- продавцы |
6 |
6 |
6 |
7 |
- кассиры |
2 |
2 |
2 |
3 |
- грузчиков |
2 |
1 |
1 |
2 |
-уборщиков |
1 |
1 |
1 |
1 |
Распределение персонала по категориям, человек: | ||||
персонал управления |
1 |
1 |
1 |
1 |
торгово-оперативный персонал |
8 |
8 |
8 |
10 |
вспомогательный персонал |
3 |
2 |
2 |
3 |
Состав работников основной деятельности по полу, человек: | ||||
мужчины |
7 |
6 |
4 |
6 |
женщины |
5 |
5 |
7 |
8 |
Состав персонала по стажу работы на предприятии, человек: | ||||
до года |
5 |
3 |
4 |
8 |
до 2 лет включительно |
3 |
4 |
2 |
1 |
от 2 до 5 лет включительно |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 лет и свыше |
2 |
2 |
2 |
3 |
Возрастной состав основных производственных рабочих, человек: | ||||
до 18 лет |
0 |
0 |
0 |
0 |
от 18 до 25 лет |
5 |
4 |
5 |
9 |
от 26 до 36 лет |
5 |
5 |
4 |
3 |
37 лет и старше |
2 |
2 |
2 |
2 |
Состав работников по образовательному уровню, человек: персонал, имеющий: | ||||
неполное среднее образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
общее среднее образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
среднее профессиональное образование |
5 |
4 |
3 |
5 |
высшее образование |
7 |
7 |
8 |
9 |