9.
§ а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
§ б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
§ а) Я твердо стремлюсь добиться своего.
§ б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
§ а) Я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
§ б) Я стараюсь успокоить другого, главное — сохранить наши отношения.
12.
§ а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
§ б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
§ а) Я предлагаю среднюю позицию.
§ б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14.
§ а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
§ б) Я пытаюсь показать другому логику моей позиции и преимущество моих взглядов.
15.
§ а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
§ б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16.
§ а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
§ б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
§ а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
§ б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
§ а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
§ б) Я дам другому остаться при своем мнении, если он пойдет мне навстречу.
19.
§ а) Прежде всего я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
§ б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.
20.
§ а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
§ б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
§ а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным в обращении к другому.
§ б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
§ а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и другого человека.
§ б) Я отстаиваю свою позицию.
23.
§ а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
§ б) Иногда предоставляю другому взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
§ а) Если позиция кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
§ б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25.
§ а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
§ б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к интересам другого.
26.
§ а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
§ б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27.
§ а) Я зачастую стремлюсь избежать споров.
§ б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
§ а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
§ б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку другого.
29.
§ а) Я предлагаю среднюю позицию.
§ б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30.
§ а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
§ б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Приложение 4
Текст опросника
Методика оценки эмпатичности руководителя
1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко.
2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать.
3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей.
8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств.
9. Я сильно волнуюсь, когда должен (должна) сообщить людям неприятное для них известие.
10. На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15. По-моему, одинокие люди чаще бывают недоброжелательными.
16. Когда я вижу плачущего человека, то я сам (сама) расстраиваюсь.
17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой).
18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т.п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле.
19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь.
20. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются.
21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут.
23. Чужой смех меня не заряжает.
24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет.
25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков.
27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных.
28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение.
31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.
32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33. Маленькие дети плачут без причины.
Приложение 5
Текст теста
Руководитель глазами подчиненных
Вопросы можно задавать устно или письменно в следующей последовательности:
1. Руководитель – отличный специалист.
2. У меня хорошие взаимоотношения с руководителем.
3. Руководитель – справедливый человек.
4. Руководитель умело обучает меня моим профессиональным обязанностям.
5. Руководитель – чуткий человек.
6. Слово руководителя для меня – закон.
7. Руководитель умело организует мою деятельность.
8. Я вполне доволен руководителем.
9. Руководитель достаточно требователен ко мне.
10. Руководитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю руководителю.
12. Оценка руководителя очень важна для меня.
13. Руководитель всегда инициативен и находчив.
14. Работать с руководителем – одно удовольствие.
15. Руководитель уделяет мне много внимания.
16. Руководитель знает мои способности и интересы.
17. Руководитель всегда понимает мое настроение.
18. Руководитель всегда готов выслушать меня и дать совет.
19. Руководитель зря не накажет.
20. Я всегда готов поделиться с руководителем своими мыслями и заботами.
Приложение 6
Текст опросника
Оценка степени удовлетворенности работой
Ниже приведен блок анкеты, использовавшейся при оценке степени удовлетворенности работой персонала организаций разного типа.