10.
а. Обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие".
в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
11.
а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями. I
б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
12.
а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
в. Он не может действовать сам, а ждет "подталкивания" со стороны.
13.
а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
в. Он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
14.
а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
б. Очень строго контролирует работу коллектива в целом.
в. Контролирует работу от случая к случаю.
15.
а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
в. Не может влиять на дисциплину.
16.
а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
б. С руководителем работать интересно.
в. Подчиненные предоставлены самим себе.
Приложение 2
Текст опросника
Эффективность лидерства
1. Стремитесь ли вы к использованию в своей работе новейших достижений?
а) да, б) нет.
2. Стремитесь ли вы к сотрудничеству с другими людьми?
а) да, б) нет.
3. Какой язык в общении с коллегами вы предпочитаете?
а) краткий, ясный, точный;
б) эмоциональный, образный, с намеками и подтекстом.
4. Разъясняете ли вы другим причины и основания принимаемых вами решений?
а) да, б) нет.
5. Доверяют ли вам люди, которые постоянно или временно находятся в вашем подчинении?
а) да, б) нет.
6. Вовлекаете ли вы всех исполнителей совместного дела в обсуждение связанных с ним вопросов, если на вас возложена обязанность ими руководить?
а) да, б) нет.
7. Поощряете ли вы у подчиненных вам людей проявление самостоятельности, независимости в работе и инициативы?
а) да, б) нет.
8. Помните ли вы имена тех людей, с которыми общаетесь?
а) да, б) нет.
9. Предоставляете ли вы свободу действий своим подчиненным в достижении тех целей, которые ставите перед ними?
а) да, б) нет.
10. Контролируете ли вы ход выполнения задания вашими подчиненными?
а) да, б) нет.
11. Помогаете ли вы своим подчиненным, если они в этом нуждаются?
а) да, б) нет.
12. Выражаете ли вы благодарность подчиненному за хорошо выполненную работу?
а) да, б) нет.
13. Стремитесь ли вы искать в людях лучшие их качества и ориентироваться на них в совместной работе?
а) да, б) нет.
14. Знаете ли вы о том, как наилучшим образом использовать положительные качества, имеющиеся у ваших подчиненных, в работе?
а) да, б) нет.
15. Знаете ли вы интересы и потребности ваших подчиненных?
а) да, б) нет.
16. Умеете ли вы быть внимательным слушателем?
а) да, б) нет.
17. Благодарите ли вы сотрудников за работу в присутствии других?
а) да, б) нет.
18. Делаете ли вы замечания своим подчиненным? Если да, то в какой обстановке?
а) наедине, б) в присутствии других.
19. Отмечаете ли вы хорошую работу своих подчиненных, докладывая об итогах вышестоящему руководителю?
а) да, б) нет.
20. Доверяете ли вы своим подчиненным?
а) да, б) нет.
21. Стремитесь ли вы доводить до подчиненных всю основную информацию, получаемую от вышестоящих руководителей и организаций?
а) да, б) нет.
22. Раскрываете ли вы значение работы, выполняемой каждым из ваших подчиненных, для общего дела?
а) да, б) нет.
23. Оставляете ли вы себе и подчиненным время для планирования работы?
а) да, б) нет.
24. Есть ли у вас план повышения своей квалификации?
а) да, б) нет.
25. Имеется ли у ваших подчиненных план повышения их квалификации (или индивидуальные планы подобного рода)?
а) да, б) нет.
26. Регулярно ли вы читаете специальную литературу?
а) да, б) нет.
27. Имеете ли вы библиотеку новейшей литературы по вашей специальности?
а) да, б) нет.
28. Заботитесь ли вы о состоянии своего здоровья, сохранении и повышении работоспособности?
а) да, б) нет.
29. Любите ли вы выполнять сложную, но интересную работу?
а) да, б) нет.
30. Проводите ли вы лично обучение своих подчиненных с целью улучшения качества и повышения эффективности их работы?
а) да, б) нет.
31. Знаете ли вы о том, на какие качества работника необходимо ориентироваться при его приеме на работу?
а) да, б) нет.
32. С желанием ли вы занимаетесь разбором жалоб и удовлетворением персональных просьб, исходящих от подчиненных?
а) да, б) нет.
33. Сохраняете ли вы психологическую дистанцию в общении с подчиненными?
а) да, б) нет.
34. Относитесь ли вы к своим подчиненным со вниманием и уважением?
а) да, б) нет.
35.Уверены ли вы в себе?
а) да, б) нет.
36. Хорошо ли вы знаете свои сильные и слабые стороны?
а) да, б) нет.
37. Часто ли вы проявляете творчество в работе?
а) да, б) нет.
38. Регулярно ли вы повышаете свою квалификацию на специальных курсах, семинарах и т.п.?
а) да, б) нет.
39. Достаточно ли гибко вы себя ведете при принятии решений и в общении с людьми?
а) да, б) нет.
40. Готовы ли вы изменить стиль своего руководства, если потребуется?
а) да, б) нет.
Приложение 3
Текст опросника
Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации
1.
§ а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
§ 6) Прежде чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем оба согласны.
2.
§ а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
§ 6) Я пытаюсь уладить спор с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.
3.
§ а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиваться своего.
§ 6) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4.
§ а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
§ б) Я стараюсь не видеть чувств другого человека.
5.
§ а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
§ б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.
§ а) Я стараюсь избежать неприятностей для себя.
§ б) Я стараюсь добиться своего.
7.
§ а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
§ б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться уступок другого.
8.
§ а) Я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
§ б) Я прежде всего стараюсь определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.