Любое предприятие имеет множество контрагентов, которых можно подразделить на две категории: дебиторы и кредиторы; первые временно пользуются средствами, предоставленными им предприятием, вторые, напротив, являются поставщиками ресурсов, и уже само предприятие временно пользуется чужими средствами.
Поскольку дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости омертвленных в дебиторах средств. С кредиторской задолженностью дело обстоит с точность до наоборот; это источник средств, поэтому предприятие заинтересованно в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа.
Ситуация с платежной дисциплиной усугубляется в периоды инфляции – любая непредусмотренная задержка в платежах может обернуться как доходами, так и потерями. Косвенные доходы возникают в связи с максимально возможным оттягиванием расчетов с кредиторами, когда может оказаться выгодным уплатить штраф «облегченными» ввиду инфляции деньгами; косвенные потери имеют место, в частности, из-за платности источников средств.
Для того чтобы стимулировать ускорение расчетов, многие предприятия применяют систему скидок, смысл которой состоит в том, в договоры купли/продажи, как правило, включают опцию о скидке с цены при условии оплаты полученной продукции в достаточно сжатые сроки. Если покупатель не пользуется опцией, т.е. оплачивает товар с предусмотренной договором существенной отсрочкой платежа, у него на некоторое время появляется дополнительный источник средств, но этот источник уже не бесплатен, так как покупатель отказался от скидки.
Стандартизованный договор, содержащий опцию, имеет вид: «d/k чисто n» (d/k net n), т.е. покупатель может получить скидку в размере d%, если он оплатит покупку в течение k дней, в оставшиеся (n-k) дней оплата должна быть сделана по полной цене. Значениями параметров варьируют в зависимости от надежности покупателя.
Стоимость источника «Краткосрочная кредиторская задолженность» в случае отказа от опции рассчитывается по следующей формуле:
kcr = (d/100-d) x (360/n-k) x 100%
где: d – скидка, которую можно получить, оплатив товар в течение k дней, %;
n – число дней, в течение которых товар подлежит обязательной оплате.
Например, если договор имеет вид «3/10 чисто 45», то стоимость источника равна 31,8% (3/97х360/35х100%). Логика рассуждений очевидна: допустим, что полная цена равна 100 руб.; отказ от скидки означает, что за пользование дополнительным (в течение 35 дней) источником придется платить больше на 3,093% (3/97х100%); переход к характеристике стоимости в терминах годовой процентной ставки как раз и дает величину 31,8%. Легко заметить, что этот источник весьма дорогой; вот почему скидками чаще всего пользуются.
В условиях инфляции существенно искажается финансовая отчетность, причем это искажение может быть как в сторону преуменьшения экономического потенциала предприятия, его финансовых возможностей, так и в сторону преувеличения. Последнее особенно опасно. В отчетности может быть показана инфляционная сверхприбыль, но если предприятие планирует свою деятельность, основываясь на такой прибыли, в дальнейшем могут быть финансовые трудности.
Вполне естественным является требование, что любой сделке должно предшествовать тщательное ознакомление с финансовой отчетностью возможного контрагента. Нередки случаи, когда, поддавшись обаянию звучных терминов «корпорация», «президент» и пр., предприниматели заключали контракты с заведомо неплатежеспособными контрагентами. В условиях инфляции эта опасность многократно возрастает. Поэтому финансовый менеджер, как никто другой, должен знать структуру отчета и отчетности, предъявляемые к ним требования, уметь работать с ними. Рассмотрим простейший пример, характеризующий влияние выбора метода оценки запасов на финансовые результаты.
Пример 2.
Объем реализации в марте составил 150 млн.руб.; затраты на производство за исключением затрат сырья и материалов – 20 млн.руб.; средняя ставка отчислений от прибыли – 35%. Рассчитать значения показателя рентабельности собственного капитала в зависимости от выбранного метода оценки производственных запасов, если баланс на начало периода и данные о движении сырья имели следующий вид (в млн.руб.):
1. Баланс на 1 марта
Актив Внеоборотные активы Производственные запасы Прочие оборотные активы Баланс |
50 30 15 95 | Пассив Источники собственных средств Прибыль отчетного периода Прочие пассивы (обязательства) Баланс |
60 - 35 95 |
2. Данные о движении сырья на предприятии за март:
Дата | Показатель | Количество (тыс.ед) | Цена (тыс.руб.) | Сумма (млн.руб.) |
06.03 11.03 17.03 26.03 |
Остаток на 1 марта Поступило Поступило Поступило Поступило Всего к переработке Израсходовано Остаток на 1 апреля | 30 20 35 20 25 | 1,0 1,1 1,2 1,4 1,6 | 30 22 42 28 40 |
130 90 40 | 162 |
Решение.
Возможны три варианта оценки затрат на производство: (1) по ценам первых закупок (ФИФО); (2) по ценам последних закупок (ЛИФО); (3) по средней цене.
Показатель рентабельности собственного капитала (ROE) будем рассчитывать отнесением чистой прибыли (т.е. прибыли после вычета налогов и обязательных отчислений в бюджет) к величине собственного капитала на конец отчетного периода.