рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент как подсистема управления

Страница
18

Обоснование системы расчетов с контрагентами

Любое предприятие имеет множество контрагентов, которых можно подразделить на две категории: дебиторы и кредиторы; первые временно пользуются средствами, предоставленными им предприятием, вторые, напротив, являются поставщиками ресурсов, и уже само предприятие временно пользуется чужими средствами.

Поскольку дебиторская задолженность представляет собой, по сути, иммобилизацию, т.е. отвлечение из хозяйственного оборота собственных оборотных средств предприятия, сопровождающуюся косвенными потерями, любое предприятие заинтересовано в максимально возможном ускорении оборачиваемости омертвленных в дебиторах средств. С кредиторской задолженностью дело обстоит с точность до наоборот; это источник средств, поэтому предприятие заинтересованно в максимально длительном использовании чужих средств, т.е. в оттягивании срока платежа.

Ситуация с платежной дисциплиной усугубляется в периоды инфляции – любая непредусмотренная задержка в платежах может обернуться как доходами, так и потерями. Косвенные доходы возникают в связи с максимально возможным оттягиванием расчетов с кредиторами, когда может оказаться выгодным уплатить штраф «облегченными» ввиду инфляции деньгами; косвенные потери имеют место, в частности, из-за платности источников средств.

Для того чтобы стимулировать ускорение расчетов, многие предприятия применяют систему скидок, смысл которой состоит в том, в договоры купли/продажи, как правило, включают опцию о скидке с цены при условии оплаты полученной продукции в достаточно сжатые сроки. Если покупатель не пользуется опцией, т.е. оплачивает товар с предусмотренной договором существенной отсрочкой платежа, у него на некоторое время появляется дополнительный источник средств, но этот источник уже не бесплатен, так как покупатель отказался от скидки.

Стандартизованный договор, содержащий опцию, имеет вид: «d/k чисто n» (d/k net n), т.е. покупатель может получить скидку в размере d%, если он оплатит покупку в течение k дней, в оставшиеся (n-k) дней оплата должна быть сделана по полной цене. Значениями параметров варьируют в зависимости от надежности покупателя.

Стоимость источника «Краткосрочная кредиторская задолженность» в случае отказа от опции рассчитывается по следующей формуле:

kcr = (d/100-d) x (360/n-k) x 100%

где: d – скидка, которую можно получить, оплатив товар в течение k дней, %;

n – число дней, в течение которых товар подлежит обязательной оплате.

Например, если договор имеет вид «3/10 чисто 45», то стоимость источника равна 31,8% (3/97х360/35х100%). Логика рассуждений очевидна: допустим, что полная цена равна 100 руб.; отказ от скидки означает, что за пользование дополнительным (в течение 35 дней) источником придется платить больше на 3,093% (3/97х100%); переход к характеристике стоимости в терминах годовой процентной ставки как раз и дает величину 31,8%. Легко заметить, что этот источник весьма дорогой; вот почему скидками чаще всего пользуются.

Умение работы с финансовой отчетностью потенциального контрагента

В условиях инфляции существенно искажается финансовая отчетность, причем это искажение может быть как в сторону преуменьшения экономического потенциала предприятия, его финансовых возможностей, так и в сторону преувеличения. Последнее особенно опасно. В отчетности может быть показана инфляционная сверхприбыль, но если предприятие планирует свою деятельность, основываясь на такой прибыли, в дальнейшем могут быть финансовые трудности.

Вполне естественным является требование, что любой сделке должно предшествовать тщательное ознакомление с финансовой отчетностью возможного контрагента. Нередки случаи, когда, поддавшись обаянию звучных терминов «корпорация», «президент» и пр., предприниматели заключали контракты с заведомо неплатежеспособными контрагентами. В условиях инфляции эта опасность многократно возрастает. Поэтому финансовый менеджер, как никто другой, должен знать структуру отчета и отчетности, предъявляемые к ним требования, уметь работать с ними. Рассмотрим простейший пример, характеризующий влияние выбора метода оценки запасов на финансовые результаты.

Пример 2.

Объем реализации в марте составил 150 млн.руб.; затраты на производство за исключением затрат сырья и материалов – 20 млн.руб.; средняя ставка отчислений от прибыли – 35%. Рассчитать значения показателя рентабельности собственного капитала в зависимости от выбранного метода оценки производственных запасов, если баланс на начало периода и данные о движении сырья имели следующий вид (в млн.руб.):

1. Баланс на 1 марта

Актив

Внеоборотные активы

Производственные запасы

Прочие оборотные активы

Баланс

50

30

15

95

Пассив

Источники собственных средств

Прибыль отчетного периода

Прочие пассивы (обязательства)

Баланс

60

-

35

95

2. Данные о движении сырья на предприятии за март:

Дата

Показатель

Количество (тыс.ед)

Цена (тыс.руб.)

Сумма (млн.руб.)

06.03

11.03

17.03

26.03

Остаток на 1 марта

Поступило

Поступило

Поступило

Поступило

Всего к переработке

Израсходовано

Остаток на 1 апреля

30

20

35

20

25

1,0

1,1

1,2

1,4

1,6

30

22

42

28

40

130

90

40

162

Решение.

Возможны три варианта оценки затрат на производство: (1) по ценам первых закупок (ФИФО); (2) по ценам последних закупок (ЛИФО); (3) по средней цене.

Показатель рентабельности собственного капитала (ROE) будем рассчитывать отнесением чистой прибыли (т.е. прибыли после вычета налогов и обязательных отчислений в бюджет) к величине собственного капитала на конец отчетного периода.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту