Анализируя таблицу 17, следует отметить, что процессы профессионального обучения на протяжении трех лет не были равномерными по количеству обученных. Так, в 2006 г. всего было обучено 34,9% персонала, в 2007 г. –– 68,6%, а в 2008 г. –– 51,2%. В итоге в 2008 г. число прошедших обучение за год составило 3445 человек и превысило количество прошедших обучение в 2006 г. на 54%. Среди категорий наибольшая доля обученных на протяжении всего анализируемого периода принадлежала рабочим –– более 80%. Руководители и специалисты составляли примерно одинаковые доли. Что касается тенденций изменения доли по категориям, то наиболее устойчиво проявлялась тенденция сокращения доли обученных среди специалистов. В категории «руководители» тенденция была неустойчивой. Несмотря на уменьшение процентной доли в 2007 г. и ее увеличение в 2008 г. численность обученных руководителей постоянно увеличивалась. В 2008 г. среди всех руководителей предприятия доля прошедших обучение составила 52,6%. В категории «специалисты» –– 25,6% и в категории рабочие –– 56,1%.
В целом можно утверждать о повышении профессионального уровня всего персонала, его совершенствовании и развитии, что уже подтверждалось ранее в процессе анализа динамики уровня квалификации.
Рассмотрим виды обучения персонала и проанализируем структуру профессионального обучения рабочих по видам в таблице 18.
Таблица 18- Анализ структуры профессионального обучения работников ОП “СТРОЙПРОГРЕСС” по видам обучения
Наименование показателя |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. | ||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | ||
Численность работников, прошедших обучение за год, чел. |
2232 |
100,0 |
4492 |
100,0 |
3445 |
100,0 | |
в т. ч.: | |||||||
повысили квалификацию |
1849 |
82,8 |
4203 |
93,6 |
3070 |
89,1 | |
прошли стажировку |
73 |
3,3 |
41 |
0,9 |
43 |
1,2 | |
прошли профессиональную подготовку и переподготовку |
310 |
13,9 |
248 |
5,5 |
332 |
9,7 |
Анализ структуры обучения работников по видам показывает, что основным видом обучения на предприятии было повышение квалификации. Например, в 2008 г. повысили квалификацию 89,1%, прошли стажировку 1,2%. На долю прошедших профессиональную подготовку и переподготовку пришлось 9,7%. На протяжении всего анализируемого периода структура видов профессионального обучения менялась, но происходившие изменения нельзя назвать значительными. Это особенно хорошо заметно на рисунке 6:
Рисунок 8- Структура профессионального обучения работников ОП “СТРОЙПРОГРЕСС” по видам
В 2008 г. темп обучения всего персонала снизился по сравнению с 2007 г. и составил 154,3%, в то время, как в 2007 г. был 201,3%. Этот процесс показан в таблице 19. Анализируя динамику по категориям, можно сказать, что стабильное увеличение численности обученных наблюдалось только среди руководителей. В 2008 г. она увеличилась на 52% по сравнению с началом анализируемого периода. В 2007 г. наблюдалось резкое увеличение численности обученных специалистов и рабочих. В этом году затраты на обучения возросли в 2,4 раза. В 2007 г. предприятие снизило темпы обучения, но на снижении затрат на одного работника это не отразилось.
Положительной устойчивой тенденцией является сокращение величины средней периодичности обучения руководителей. Это свидетельствует о том, что в целом по предприятию повысилась частота обучения работников этой категории. Тенденцию изменения средней периодичности обучения специалистов нельзя назвать устойчивой. Об этом свидетельствует то, что в 2006 г. средняя периодичность значительно уменьшилась, однако уже в следующем году она снова увеличилась. Таким образом, руководители на предприятии обучаются в среднем один раз в 2 года, а специалисты –– один раз в 4 года.
Таблица 19- Динамика профессионального обучения на ОП “СТРОЙПРОГРЕСС”
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1. Темп изменения численности обученных, % | |||
1.1 Всего персонала |
100,0 |
201,3 |
154,3 |
1.2 Руководителей |
100,0 |
138,0 |
152,0 |
1.3 Специалистов |
100,0 |
188,8 |
136,0 |
1.4 Рабочих |
100,0 |
208,3 |
156,3 |
2. Средняя периодичность обучения руководителей, лет |
2,8 |
2,0 |
1,9 |
3. Средняя периодичность специалистов, лет |
5,3 |
2,8 |
3,9 |
4. Собственные затраты предприятия на обучение, тыс. руб. |
172155,0 |
416236,0 |
594900,0 |
4.1 На одного работника, тыс. руб./чел. |
26,9 |
63,6 |
88,4 |
5. Темп изменения собственных затрат на обучение, раз |
1,0 |
2,4 |
1,4 |