рефераты по менеджменту

Трансферт технологий в иновационной деятельности

Страница
6

Рост сделок по франчайзингу явился следствием высокой ночной мобильности и гибкости этой формы коммерческой деятельности и передачи технологии:

· для франчайзера (предоставляющего франшизу) такая сделка позволяет быстро внедриться на новом рынке без значительных инвестиций;

· франчайзи (получателю франшизы) контракт позволяет начать новый вид деловой активности с меньшей опасностью неудачи и провала, благодаря поддержке со стороны франчайзера, включающей передачу определенных навыков, приемов и услуг, а также оказание помощи и обучение персонала;

· для потребителя франчайзинг расширяет выбор товаров на местном рынке с соответствующим (часто гарантирован-фирменным качеством и конкурентными ценами.

По критериям федеральной торговой комиссии США сделки типа «франчайзинг» характеризуются следующими основными особенностями:

1) получатель франшизы продает товары или оказывает услуги, качество которых должно быть не ниже аналогичных у франчайзера;

2) получатель франшизы действует на рынке, используя товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование или другой коммерческий знак франчайзера;

3) франчайзер контролирует действия получателя франшизы и называет ему существенную помощь в деятельности и управлении.

Инжиниринговые услуги

Услуги типа «инжиниринг» (совокупность проектных и практических работ, относящихся инженерно-технической области и необходимых для осуществления консультационных, технологических, строительных проектов) возникли в развитых странах в 1960-е годы и к настоящему времени получили распространение в связи с ростом капиталовложений в основные фонды предприятий и необходимостью повышения эффективности их освоения. Обострение конкуренции за высококвалифицированных специалистов, способных «оживить» и заставить эффективно работать все более дорогую и сложную технику, привело к закреплению (к середине 1970-х годов) в зарубежной управленческой лексике терминов «человеческий капитал» и «человеческий ресурс». Именно применение высококвалифицированного человеческого ресурса способствует максимальному сокращению сроков ввода объектов в эксплуатацию, ускорению отдачи капитала.

Большое разнообразие возникающих технических, коммерческих, финансовых, юридических, административных и других вопросов требует привлечения значительного числа специалистов разного профиля. Увеличение численности штатных сотрудников фирмы не всегда бывает желательным, поэтому более выгодным представляется использование труда специалистов инженерно-консультативных фирм. Они помогают сократить сроки осуществления проектов, быстро получить специальные знания и опыт в области техники, технологии, организации и управления производством и сбытом, а также (очень часто) уменьшить необходимые инвестиции, снизить производственные затраты на единицу продукции, повысить эффективность капиталовложений. Поскольку консультант независим от администрации заказчика, он способен объективно оценить ситуацию, сложившую фирме, лучше разглядеть имеющиеся недостатки и упущения, поставив о них в известность заказчика. Большой опыт консультанта по решению аналогичных задач на многих предприятиях ему глубже вникнуть в суть проблемы и найти более эффективное решение. По-видимому, это является причиной того, что иностранные Фирмы прибегают к услугам консультантов даже в тех случаях, когда та или иная работа может быть выполнена собственными силами без расширения штата.

По роду оказываемых услуг в развитых странах различают четыре группы фирм, предоставляющих инжиниринговые услуг».

Инженерно-консультативные фирмы обычно не имеют собственной производственной базы, хотя в отдельных случаях у них есть опытное производство. Их сфера деятельности — выполнение работ типа «инжиниринг» без последующих поставок машин и оборудования или строительства объектов. Они обычно предоставляют либо полный комплекс инженерных услуг, либо услуги связанные с модернизацией или расширением существующих объектов.

Инженерно-строительные организации подразделяются на инженерно-строительные фирмы и компании.

Инженерно-строительные компании, представляющие собой многочисленную группу, выполняют заказы на предпроектные услуги, включая маркетинг, материально-техническое снабжение, подготовку кадров и пр., без последующих поставок оборудования или осуществления строительства.

Инженерно-строительные фирмы оказывают комплекс услуг, связанных с проектированием промышленных и иных объектов, а также выполнением строительных работ, поставкой, установкой и монтажом оборудования, пуском объектов в эксплуатацию, т.е. выполняют заказы на условиях «под ключ» или на условиях «гото­вой продукции».

Консультативные фирмы по вопросам организации и управления оказывают значительный объем услуг, главным образом по проблемам руководства, организации и управления предприятиями, организации производства и сбыта и т.д.

Поскольку методы управления предприятиями составляют часть его технологии организации выпуска конкурентоспособной продукции, эти методы в качестве объектов «ноу-хау» становятся се более распространенным и ценным товаром. Этот товар разрабатывается и представляется для продажи не только наиболее крупными фирмами, успешно организовавшими выпуск другой профильной) продукции, но и специально учреждаемыми для оказания управленческих услуг фирмами управленческого консультирования.

Инженерно-исследовательские фирмы специализируются на разработке технологических процессов и материалов, решении проблем, связанных с промышленным или коммерческим освоением технических новшеств, занимаются изучением рынков, составлением смет, наблюдением за пуском оборудования в эксплуатацию, иногда осуществляют изготовление специального оборудования.

Поскольку для российских организаций сделки типа «инжиниринг» являются сравнительно новым видом деятельности метим некоторые их преимущества перед другими видами торговых сделок:

1) меньшая по сравнению с поставками оборудования зависимость объема продаж услуг от производственной базы;

2) стимулирование роста торговли оборудованием и лицензиями;

3) они выгодны не только при осуществлении крупных, проектов, но и при проведении небольших объемов работ какого-либо одного профиля (например, анализа юридической состоятельности одного из контрактов заказника с третьим лицом).

Главное отличие инжиниринга от «ноу-хау» состоит в том, что при оказании инжиниринговых услуг подразумевается обязательное проведение конкретного, оговариваемого в контракте комплекса работ по заданию заказчика или применительно к его требованиям. При простой передаче «ноу-хау» это вовсе не обязательно. Таким образом, инжиниринг — это одна из возможных форм передачи «ноу-хау» в ходе выполнения конкретного комплекса работ, зафиксированного в контракте. Передача «ноу-хау» при этом может быть оформлена лицензионным соглашением.

Прямой и непрямой путь трансферта технологий

Существенной проблемой для предприятий, нуждающихся в трансферте технологий, часто является их недостаточная компетентность в вопросах приобретаемой технологии (например, в тех случаях, когда эта технология является дополнительной к той, которая составляет основу уже имеющегося производства). В том случае они нуждаются в компетентных посредниках. В их задачу должен входить сбор информации о спросе и предложении на определенные услуги трансферта технологий и установление надлежащих контактов. Этот путь трансферта технологий называется непрямым, в отличие от прямого, при котором обходятся без по­средников.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту