Таблица 26
Результаты исследования устойчивости и чувствительности проекта
Фактор |
Ед. измерения |
Исход. значение |
Предельн. значение |
Уровень чувствительности |
Значение NPV при 10% изменении показателя |
Вывод |
Затраты на приобретение оборудования |
тыс.руб |
22. |
6688 |
30300% |
6666,61 |
Фактор не влияет на устойчивость проекта |
Годовой объем заказов |
тонн |
24500 |
789 |
96,78% |
407956,18 |
Степень устойчивости проекта очень высокая |
Проведем анализ рисков, не учтенных в выше изложенных расчетах (таблица 27).
Таблица 27
Анализ рисков проектов
Фактор риска |
Вероят-ность наступле-ния |
Метод управления риском |
Вероятность снижения |
Уменьшение спроса на продукцию |
20% |
Активная рекламная деятельность, наработка постоянного круга клиентов |
80% |
Повышение издержек |
30% |
Введение жесткой системы контроля за расходованием материальных и энергетических ресурсов. |
70% |
Уплата повышенных отчислений и налогов |
10% |
Слежение за изменениями в налоговом законодательстве. |
90% |
Форс-мажорные обстоятельства |
10% |
Заключение страхового договора со страховой компанией. |
90% |
Перерасход величины ФОТ |
30% |
Планированием расхода ФОТ и поручением этой работы высококвалифицированным специалистам. |
70% |
Снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака ведет к недополучению запланированной выручки.
Подобный риск не будет иметь места в результате осуществления проекта. Производительность повыситься, недостатка производственных мощностей также не предвидится. Т.о. риск недополучения запланированной выручки, обусловленный подобного рода факторами, практически отсутствует.
Снижение цен, по которым намечается реализовать продукцию, в связи с недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса, ценовой инфляцией приводит к вероятным потерям. Снижение цен на продукцию в связи с неблагоприятными изменениями конъюнктуры, по прогнозам, не намечается, как и падение спроса. А вот что касается ценовой инфляции, то предприятие не может ее избежать. И в силу того, что это внешняя угроза, никак не может на нее повлиять.
Повышение издержек, обусловленные перерасходом материалов, сырья, топлива, энергии, высоких транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других побочных расходов, ведут к потерям. Такого рода риск всегда существует. Однако проект нацелен на повышение эффективности производственного процесса, к тому же покупаемое современное оборудование позволит свести этот риск к минимуму. Помимо этого предприятие может застраховать себя от него введением жесткой системы контроля за расходованием материальных и энергетических ресурсов. Так как предприятие получает часть сырьевых материалов по железной дороге, существует риск повышения транспортных расходов, вследствие увеличения железнодорожных тарифов.
Перерасход намеченной величины фонда оплаты труда вследствие превышения расчетной численности либо вследствие выплаты более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным работникам. От подобного вида риска предприятие может себя застраховать точным планированием расхода ФОТ и поручением этой работы высококвалифицированным специалистам.
Уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе осуществления бизнес-плана ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предпринимателя сторону. В ближайшее время не ожидается повышения налоговых ставок, однако, в силу того, что проект рассчитан на 4 года, подобный риск весьма реален.
Не следует упускать из виду и возможности потерь в виде штрафов, естественной убыли, а также обусловленных стихийными бедствиями. От риска, связанного с возникновением форс-мажорных обстоятельств предприятие может себя обезопасить, заключив страховой договор со страховой компанией.
В данном разделе приведем календарный план реализации проекта, где указаны вопросы, которые необходимо решить на каждом из выделенных этапов (таблица 28).
Таблица 28
План реализации проекта
№ |
Наименование этапа |
Сроки |
Ответственные лица |
Круг вопросов |
1. |
Прединвести-ционная стадия |
01.01.07г. – 30.06.07г. |
· генеральный директор |
· Анализ имеющихся вариантов инновационного проекта; · Решение о приобретении оборудования; · Анализ рынка. |
3. |
Покупка и монтаж оборудования |
01.10.07г. – 30.12.07г. |
· директор по производству · коммерческий директор · начальник отдела сбыта |
· Покупка оборудования; · Установка оборудования; · Обучение кадров. · Закупка материальных ресурсов и создание их запасов. · Пуск оборудования. |
4. |
Производство и реализация продукции |
с 01.01.08г. |
· коммерческий директор · начальник отдела сбыта · главный технолог |
· Заключение договоров на реализацию продукции; · Реализация продукции |