· промышленную собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, «ноу-хау» и др.).
Предметом охраны по авторскому праву являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения. Охрана произведения возникает без всякой государственной регистрации, лишь на основании факта создания произведения.
В отличие от объектов авторского права охрана изобретений и других объектов промышленной собственности гораздо сильнее (как правило, запрещается несанкционированная имитация охраняемых признаков). Критериями охраноспособности изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (либо их аналоги в законодательстве других стран). Эти критерии вводятся специальным законодательством и уточняются в нормативных актах патентного ведомства (специального государственного органа, обеспечивающего охрану прав на объекты промышленной собственности, в Российской Федерации таким ведомством является «Роспатент»).
К промышленным образцам обычно относится художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым (критерии охраноспособности в других странах аналогичны).
Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.
Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия.
Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.
Термин «ноу-хау» впервые был применен в США в судебном деле Дюранда против Брауна в 1916 г. и означал умение или мастерство что-либо сделать с минимумом усилий. В настоящее время законодательство многих развитых стран мира определяет «ноу-хау» как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства. Понятие «ноу-хау» включает не только различного рода технические знания и опыт, не имеющие правовой охраны, но и знания (опыт) административного, экономического, финансового или иного порядка.
Хорошо известно, что без знания «ноу-хау» в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более совершенствование, а также создание ее последующих поколений. В настоящее время, не имея «ноу-хау», практически нельзя применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). В силу этого «ноу-хау» приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи
Герберт Штумпф в своей книге «Договор о передаче "ноу-хау" в качестве примера приводит один из возможных перечней сведений, составляющих «ноу-хау» предприятия, который по утверждению автора, не претендует на полноту. Выделяя техническую и коммерческую сферу деятельности, он относит к коммерческой тайне:
1) в технической сфере:
· конструкционные чертежи;
· результаты опытов и их протоколы;
· перечень проведенных исследовательских работ, общепринятые таблицы и результаты расчетов в их специальном применении для производства определенного продукта;
· статистические расчеты;
· формулы и рецепты;
· данные о качестве материалов;
· список деталей;
· чертежи поставляемого оборудования, включая инструкции по обработке;
· перечни норм, которые дают сведения о результатах проведенных работ по разработке норм;
· данные о произведенных улучшениях; •рабочие планы с указанием времени и допусков;
· инструкции по технологии (например, предписания по тепловому режиму);
· чертежи;
· документация по изготовлению;
· отчеты о произведенной продукции;
· оптимальные количества стандартных деталей;
· акты приемочных испытаний;
· строительные отчеты, перечни аппаратуры;
· количественные калькуляции для наружного монтажа; данные работ по программированию;
· обучение персонала другого предприятия;
2) в коммерческой сфере:
· картотеку клиентов
· картотеку поставщиков;
· данные об организации производства;
· документацию о программировании в коммерческой сфере;
· документацию об организации сбыта и распространения;
· данные о финансировании;
· методы рекламы;
· обучение коммерческого персонала другого предприятия.
Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование. В случае товарного знака свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Приобретая или передавая технологии, защищенные патентами или другими охранными документами, важно знать сроки действия этих документов. В разных странах они различны, хотя и близки друг к другу. Так, например, в Российской Федерации патент на изобретение действует в течение 20 лет, а свидетельство на полезную модель — в течение 5 лет, считая с даты их приоритета. Действие свидетельства на полезную модель продлевается патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на 3 года. Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет, считая с даты приоритета. Его действие также может быть продлено, но не более чем на 5 лет.
Патентовладелец может разрешить за вознаграждение другим лицам применение охраняемого патентом объекта промышленной собственности. Это осуществляется путем выдачи лицензии, т.е. заключаемого в письменной форме лицензионного договора.
Наличие множества видов объектов интеллектуальной собственности, каждый из которых регулируется законодательно несколько иначе, чем другие, имеет следствием большое разнообразие форм передачи технологии.
Обычно основные формы передачи технологий делятся по своему экономическому содержанию на некоммерческие (безвозмездные) и коммерческие (возмездные).
Некоммерческие формы передачи технологии:
· научно-технические публикации (доклады, конференции, каталоги, выставки, описания патентов);
· обмен результатами исследований посредством личных контактов и посещений научно-исследовательских учреждений и промышленных предприятий (стажировки, командировки и др.);
· обмен производственно-техническими достижениями и опытом по долгосрочным программам.
Некоммерческий трансферт технологий чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопровождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе фирменных и личных контактов.
Коммерческие формы передачи технологии: