Предприятию необходимо на новый финансовый год продлить существующие договоры с постоянными клиентами и заручиться договорами новых потенциальных потребителей и заказчиков.
План сбыта представляет собой таблицу перечисления видов продукции в соответствии с заключенными договорами и сроками указанными в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью данного договора на поставку продукции.
План производства представляет собой таблицу перечисления видов продукции по строкам и месяцев по графам.
Калькуляция переменных издержек составляется по следующим статьям: сырье и материалы, электроэнергия производственного оборудования, НИОКР, покупные полуфабрикаты.
План материального снабжения основными производственными материалами представляет собой таблицу перечисления видов материалов по строкам и месяцев по графам. Стоимость по видам материалов рассчитывается с учетом изменения цен по месяцам.
План Фонда оплаты труда представляет собой таблицу перечисления подразделений по строкам и месяцев по графам.
Зарплатоемкость представляет собой соотношение ФОТ к объему выпуска товарной продукции. Формула расчета:
ЗЕ=ФОТ/СС, (2)
где ФОТ – фонд оплаты труда;
СС – объем выпуска товарной продукции.
План цеховых расходов составляется учитывая потребности основного и вспомогательного производства (например на освещение, отопление, расходы по эксплуатации оборудования и т.д.).
План общезаводских расходов представляет собой таблицу перечисления статей расходов по строкам и месяцев по графам.
План движения основных средств представляет собой таблицу содержащую информацию о выбытии и вводе основных средств в эксплуатацию.
Отчет об оборотных активах представляет собой таблицу по строкам которой перечисляются статьи, а графы показывают стоимость оборотных активов на начало периода, приход, расход, их стоимость на конец периода.
План внешнего финансирования представляет собой таблицу перечисления источников финансирования по строкам и месяцев по графам. Планирование производится на основе предварительных договоренностей с контрагентами (по суммам, срокам и условиям погашения).
Анализ и корректировка планов проводится методом горизонтального и вертикального анализа при сравнении результатов с фактическими данными предыдущего периода.
В конце оперативного планирования обязательно проводится факторный анализ прибыли, как результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг определяется следующим расчетом:
Пр=Вр–Ср–Рк–Ру, (3)
где Вр – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей);
Ср – себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг;
Рк – расходы коммерческие;
Ру – расходы управленческие.
Влияние изменения объема реализации на прибыль (DПр1) определяется по формуле:
DПр1=Пр0Jр–Пр0= Пр0(Jр–1), (4)
где Пр0 – прибыль от реализации за предыдущий период;
Jр – индекс (темп) роста объема реализации.
Индекс (темп) роста объема реализации определяется отношением выручки от реализации (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за отчетный период (Вр1) к выручке от реализации предыдущего периода (Вр0):
Jр=Вр1/Вр0. (5)
Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль (DПр2) рассчитывается по формуле:
DПр2=С0Jр–С1, (6)
где С0, С1 – себестоимость продукции (работ, услуг) предыдущего и отчетного периода соответственно;
Jр – индекс роста объема реализации.
Следует учитывать, что прирост прибыли может быть получен в результате экономии (снижения) затрат на производство продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Если из состава себестоимости выделены управленческие и коммерческие расходы, их влияние на изменение прибыли устанавливают аналогично предыдущему расчету.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации продукции за анализируемый период, что выражается формулой:
DПр=DПр1+DПр2. (7)
На изменение прибыли могут также оказывать влияние изменение цен на сырье, материалы, готовую продукцию, структурные сдвиги в составе продукции, что требует углубленного экономического анализа с привлечением дополнительной отчетной информации.
При составлении планов деятельности подразделений на предприятии используют нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых и материальных ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др.
В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:
ü федеральные нормативы;
ü республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы;
ü местные нормативы;
ü отраслевые нормативы;
ü нормативы хозяйствующего субъекта.
Федеральные нормативы являются едиными для всей территории той или иной страны, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах. Речь идёт о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др.
Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятие, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др.
Нормативы хозяйствующего субъекта – это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для регулирования производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, норматив отчислений в ремонтный фонд и др. Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.
Так же применяется расчётно-аналитический метод. Сущность расчетно-аналитического метода планирования показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в базовом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования применяется в тех подразделениях, где отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе этого метода лежит экспертная оценка (рис. 1).