Источник: [33]
Немаловажным для города и района является и то, что на территории подведомственной Уссурийской администрации находится 35 учреждений культуры, среди них 2 театра - городской драматический и Дальневосточного военного округа. Учащиеся округа получают среднее образование в 45 школах. На территории округа имеются 7 высших учебных заведений, 9 техникумов и 6 профессиональных училищ. Действуют 40 детских садов.
Наличие развитой сети образовательных, культурных объектов, а также объектов здравоохранения, наличие большого числа субъектов хозяйствования с различной формой собственности, а также объектов социальной сфер и в первую очередь жилья, переданного в муниципальную собственность в процессе разгосударствления экономики и преобразования госпредприятий в акционерные общества, ставит перед органами местной власти очень сложные и ответственные задачи по обеспечению стабилизации экономики и нормальной жизнедеятельности населения, проживающего на подведомственной территории. Понятно, что управлять таким сложным и многогранным хозяйством можно только при хорошо отлаженной структуре местной власти, ее гибкости, умении прогнозировать ситуацию, умении при принятии решений опираться на мнение населения.
Анализируя экономическую ситуацию Уссурийского городского округа, хочется отметить положительную динамику объема промышленной продукции (рис. 2) и рост производства потребительских товаров по крупным и средним организациям всех отраслей экономики (рис. 3).
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования за 2004 год составили 726,4 млн.рублей, при темпе роста 110,5 %. При этом в 2,9 раза увеличился размер инвестиций в химическую и нефтехимическую промышленность, а инвестиции в деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность возросли в 5.4 раза. Наибольшее увеличение числа инвестиций отмечается в строительство – в 9,1 раза по сравнению с 2003 годом. Инвестиции в жилищное строительство составили 170,15 млн. рублей, что в 3,7 раза выше прежних показателей.
Рис. 2. Динамика объема промышленной продукции [33]
Рис. 3. Рост производства потребительских товаров [33]
Из общего объема инвестиций получены средства федерального бюджета на реализацию целевых федеральных программ:
«Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2010 года», подпрограмма «Защита от наводнений площади в 524 га г.Уссурийск» - 30,1 млн.рублей
«Жилище», подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на период 2003-2010» - 5млн.рублей.
Возрос объем подрядных работ в размере 1512,3 млн.рублей и к уровню 2003 года составил 101,8 %.
В развитии экономики и социальной сферы Приморского края за счет всех источников финансирования в период январь-сентябрь 2005 года доля инвестиций в основной капитал Уссурийского округа составляет 534,7 млн.рублей, это третий наибольший результат в общем объеме инвестиций по краю. Такой же результат достигнут и при выполнении объема платных и бытовых услуг населению. А по обороту общественного питания и вводу в действие жилых домов результаты Уссурийского округа – 96361 тыс.рублей и 19505 кв.м. общей площади соответственно– занимают второе место по краю.
В сфере сельскохозяйственного производства Уссурийским округом, имеющим значительные сельскохозяйственные угодья, по сравнению с 2004 годом достигнута наибольшая убранная площадь зерновых культур и самая высокая урожайность зерновых. Так же отмечается наибольшее увеличение поголовья крупного рогатого скота и свиней.
Все выше приведенное говорит о том месте, которое занимает Уссурийский городской округ в развитии и преобразовании экономики Приморского края.
Статистические данные, приведенные в данной главе, наглядно показывают всю экономическую ситуацию, которая складывается в Уссурийском округе в настоящее время. Перед органами местной власти стоят довольно сложные задачи, которые необходимо решать в условиях дефицита местного бюджета. Ситуация еще более усугубляется тем, что очень большого отвлечения средств требуется на нужды предприятий жилищно-коммунального хозяйства, связанные как с необходимостью постоянного ремонта и обновления городских коммуникаций (теплотрасс, водоводов, котельных и т.д.), так и на восстановление разрушенного в результате почти ежегодных стихийных бедствий (наводнений). Поскольку ответственность за организацию нормальных условий жизнедеятельности территории в первую очередь лежит на органах местного самоуправления, то реально оценивая обстановку в стране (т.е. минимальная, а порой и вовсе отсутствующая помощь со стороны центра), органам местной власти в нынешних условиях необходимо самим изыскивать пути и методы стабилизации ситуации на подведомственной территории. [28]
В настоящее время самой важной задачей для администрации является принятие мер по выводу достигнутых показателей в производстве на новый уровень и поддержании необходимого жизненного уровня населения.
Отсутствие собственных оборотных средств заставляет предприятия работать за счет кредитов банка под большие проценты, что сказывается на увеличении себестоимости продукции. Процессы преобразования государственных предприятий в предприятия иной формы собственности, финансовые затруднения, остановка производства приводят к сокращению численности работников.
В ряде предприятий жизнь еще теплится, но это удается огромными совместными усилиями самих предприятий и администрации округа.
Конечно, в значительной степени стабилизировать экономику, улучшить финансовое состояние предприятий администрация Уссурийского округа по объективным причинам не сможет, так как бюджет города не располагает такими возможностями (тем более, что бюджет зависит от поступления налогов с предприятий). Но в то же время администрация изыскивает возможность оказывать помощь предприятиям в виде предоставления различных льгот по освобождению от местных налогов (хотя в начальной стадии и в ущерб бюджету), особенно предприятиям, оказывающим услуги и работы льготной категории населения.
Оказывается поддержка предприятиям по вопросам консервации неиспользованной части основных средств и помощь по расширению торговой сети предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности. Через центр занятости населения предприятиям, организующим новые формы производства и рабочие места, выделяются беспроцентные кредиты.
В этой области деятельности администрации округа можно выделить ряд направлений позволяющих в некоторой степени разрешить ряд проблем и среди них можно выделить следующее.
1. Использование выгодного расположения Уссурийского округа. Это характеризуется следующим - округ расположен, как уже отмечалось в работе, на перекрестке основных железнодорожных и автомобильных магистралей, связывающих Приморье с Китаем и Северной Кореей. Через округ проходят все грузы, направляемые в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому как следствие возможно использование округа и как таможенной зоны. Развитие такой зоны позволит получить дополнительные источники поступления в местный бюджет.