2001г. - 85 %;
2002г. - 101,9 %;
2003г. - 106,7 %.
В 2001 году было допущено значительное отставание от уровня 2000 года.
Изменилась структура собственности. По состоянию на 01.01.04 года в Единый государственный реестр предприятий, организаций и их обособленных подразделений включено 51115 хозяйствующих субъекта, в том числе по формам собственности:
государственная собственность – 1751;
муниципальная собственность – 3276;
частная собственность – 38918;
смешанная российская собственность без иностранного участия – 2509;
смешанная российская собственность с иностранным участием – 1571.
В промышленности государственный сектор не превышает 5,2 % по количеству предприятий и 10,3 % по объему производства, государственные инвестиции в основной капитал составляют 37 %, на транспорте – 87 % составляют предприятия частной собственности, а в торговле – 94 % товарооборота дает частный и смешанный сектор [24].
Отмечается увеличение числа российских предприятий с участием иностранного капитала, после снижения их количества в 2001 году. Число действующих совместных предприятий (на конец года) составляет:
2001г. – 1196;
2002г. – 1268;
2003г. – 1417;
2004г. – 1571.
Так же следует отметить снижение задолженности предприятий и организаций основных отраслей экономики по заработной плате. Данные на конец года в млн.рублей приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
2001г. | 2002г. | 2003г | |
Всего, в том числе | 1105,7 | 770,7 | 704,6 |
Промышленность | 638,8 | 476,6 | 423,7 |
Сельское хозяйство | 99,8 | 83,2 | 73,6 |
Транспорт | 47,4 | 40,3 | 31,5 |
Строительство | 36,4 | 37,5 | 14,5 |
Здравоохранение | 26,6 | 15,4 | 3,8 |
Образование | 73,2 | 5,4 | 2,7 |
Источник: [25]
С началом социальных преобразований последнего десятилетия ушедшего века обострились негативные тенденции в развитии демографической ситуации. Даже при небольшом росте числа браков по сравнению с ростом числа разводов, резко упала рождаемость. Репродуктивные планы большинства семей ограничились рождением лишь одного ребенка. Число зарегистрированных (в тысячах) браков и разводов отражено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
браки | разводы | |
2001г. | 14,8 | 12,3 |
2002г. | 15,5 | 14,2 |
2003г. | 16,8 | 13,4 |
Источник: [25]
Одновременно отмечается рост смертности. В 1993 г. впервые умерших в крае зарегистрировано больше, чем родившихся, естественный прирост сменился убылью населения. Естественное воспроизводство населения Приморского края (на 1000 человек населения) отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Естественное воспроизводство населения Приморского края [25]
Основные итоги социально-экономического развития Приморского края отражены в приложении 2.
Становление экономической и правовой самостоятельности, ответственности и инициативы на местах, появление разнообразных форм собственности, укрепление демократических принципов в жизни регионов - все это заставляет внести существенные коррективы в общую концепцию территориального управления, в том числе в теорию механизма взаимодействия и взаимной ответственности власти и населения региона, города или района.
Такая постановка вопроса должна помочь практически в решении важнейших задач сегодняшнего времени:
- освоения эффективных методов и нового инструмента для деятельности органов управления на региональном и муниципальном уровне, в быстроменяющейся социально экономической обстановке;
- выработка критериев и показателей эффективности воздействия органов управления на жизнедеятельность региона, города или района применительно к российскому укладу жизни;
- определение приоритетов и формирование устойчивой системы социальной защиты населения региона.
Эта концепция должна строиться на следующих положениях:
- для условий многоукладной экономики и социально ориентированного рынка в наибольшей степени подходит "мягкая" система регулирования предпринимательства, конкуренции, обогащения, банкротств, занятости и других элементов хозяйственного механизма. Общая формула такой системы: расширение самоуправления и ответственности на местах, минимум приказов и других директив, максимальное использование косвенных методов воздействия на интересы различных слоев населения. Такой подход направлен на согласование, а если удастся, и объединение противоречивых интересов и стремлений субъектов рыночных отношений, поиск компромиссных решений в конфликтных ситуациях. Органы регионального управления не должны командовать частными и коллективными предприятиями, расположенными на их территории, если их деятельность не наносит ущерба этой территории