· обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
· обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
· осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
· участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
· ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
· осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
· осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, а также с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и принятием мер по противодействию террористическим актам;
· осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
· осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
· ответственности за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
· возмещения вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
Статьи 2, 3 и 22 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», определяют полномочия органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений в части выдачи архитектурно-планировочных заданий и разрешений на строительство.
Учитывая реальную ситуацию (необеспеченность финансовыми ресурсами, отсутствие кадрового потенциала), а также передачу части полномочий от органов местного самоуправления поселений органам местного самоуправления муниципальных районов [3], необходимо:
- на первом этапе создать согласно п.8 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» органы архитектуры и градостроительства как отраслевые органы в структуре администраций муниципальных районов и городских округов,
- на втором этапе создать производственные подразделения, осуществляющие свою деятельность на принципах самофинансирования.
Объединение в один блок вопросов территориального планирования и вопросов обеспечения организации и сопровождения строительства объектов муниципального назначения не целесообразно, так как при этом возникает дополнительная должность руководителя объединенного органа, а в случае возложения функций в области строительства без увеличения штатной численности не обеспечивается выполнение всех полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Структура органов архитектуры и градостроительства должна быть оптимальной, и вместе с тем обеспечивать реализацию всех полномочий в области градостроительной деятельности, определенных действующим законодательством, уставами муниципальных образований.
Комплекс вопросов может быть разделен на следующие блоки для формирования структуры:
§ вопросы территориального планирования (организация и сопровождение разработки документов территориального планирования, документации по планировке территории);
§ вопросы реализации градостроительной документации (обеспечение подготовки исходно-разрешительной документации для предоставления земельных участков под строительство, в том числе материалов для продажи участков на торгах);
§ контрольно-разрешительные вопросы (выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию, землеконтроль, контроль за осуществлением градостроительной деятельности);
§ ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Руководство органами архитектуры и градостроительства должно осуществляться главными архитекторами, кандидатуры которых, в соответствии с федеральным законом «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации (№ 169-ФЗ от 17.11.1995 в редакции Федеральных законов от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ), отбираются в установленном порядке на конкурсной основе и утверждаются соответствующим органом исполнительной власти. Основным критерием при отборе кандидатов является наличие высшего архитектурного образования и опыт профессиональной деятельности – для городских округов, для иных муниципальных образований – наличие высшего или среднего архитектурного образования.
Рассматривая в качестве примера структуру Управления архитектуры и градостроительства Уссурийского городского округа, предлагаются следующие изменения.
В настоящее время штат управления составляет 18 муниципальных служащих, на которых возложено выполнение функций:
1. Участие в рассмотрении и согласовании разделов использования и социально-экономического развития территории муниципального образования в градостроительной документации территориальных и целевых программ Федерации, Приморского края.
2. Участие в рассмотрении и согласовании землеустроительной документации для использования земель несельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования.
3. Согласование всех видов градостроительной документации о планировании развития территорий муниципального образования, города Уссурийска и поселений Уссурийского района, всех видов проектной документации на строительство и реконструкцию объектов недвижимости, иному использованию земель несельскохозяйственного назначения на территории муниципального образования.
4. Участие в подготовке предложений и документов по вопросам установления и изменения границ города Уссурийска и его пригородной зоны, границ поселений Уссурийского района, а также в определении границ, статуса и режима использования особо охраняемых территорий, памятников истории и культуры, природы, земель лесного и водного фондов, иного специального назначения в соответствии с градостроительным, земельным, природоохранным, другим законодательством.
5. Участие в организации и обеспечении разработки и своевременного обновления, экспертизы, рассмотрения, согласования и представления на утверждение градостроительной документации о развитии территории муниципального образования, города Уссурийска и поселений Уссурийского района в соответствии с компетенцией и полномочиями Управления.
6. Участие в формировании, разработке и реализации муниципальных инвестиционных, целевых программ развития территории муниципального образования в части вопросов градостроительства и использования земель.
7. Участие в разработке правил землепользования и застройки территорий города Уссурийска и поселений Уссурийского района (далее по тексту – Правила застройки), других документов и нормативных актов органов местного самоуправления в области правового регулирования земельных отношений, связанных с градостроительными аспектами рационального использования земель.