Выводы: а) Для педагогического коллектива гимназии характерна невысокая текучесть кадров, состав сохраняется стабильный, что способствует созданию делового микроклимата.
Данные исследований психологического климата в коллективе (2000 г.)
№№ п/п |
Параметры |
3 2 1 0 1 2 3 |
Параметры |
1. |
Преобладает бодрый жизнерадостный тон общения |
0 10 60 20 10 0 0 |
Преобладает подавленное настроение |
2. |
Доброжелательность в отношениях, Взаимные симпатии |
40 20 15 20 5 0 0 |
Конфликтность в отношениях |
3. |
В коллективе существует взаимное расположение |
30 40 30 0 0 0 0 |
Группировки конфликтуют между собой |
4. |
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
10 60 20 10 0 0 0 |
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5. |
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива |
20 30 30 15 5 0 0 |
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызываю зависть и злорадство |
6. |
С уважением относятся к мнению друг друга |
30 30 20 20 0 0 0 |
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей |
7. |
Достижения и неудачи коллектива переживаются как сои собственные |
20 40 15 15 10 0 0 |
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива |
8. |
В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение |
70 20 10 0 0 0 0 |
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры |
9. |
Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители |
80 10 10 0 0 0 0 |
К похвалам и поощрениям коллектива относятся равнодушно |
10. |
Коллектив активен, полон энергии |
20 40 20 20 0 0 0 |
Коллектив инертен и пассивен |
11. |
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива |
30 50 10 0 5 5 0 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12. |
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать в коллективе |
20 30 20 20 10 0 0 |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о себе |
13. |
В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам |
15 40 30 10 5 0 0 |
Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к «слабым» |
Итого (в %) |
29,6 32,3 22,3 11,5 3,85 0,38 0 |
б) По возрастному составу коллектив сбалансирован, основу составляют педагоги среднего возраста при наличии значительной группы молодых (18 чел. до 30 лет) и ветеранов педагогического труда (31 чел. свыше 50 лет), что способствует достаточно быстрому профессиональному становлению и росту педагогов. За 3 года выросло число учителей, имеющих категории в % отношении к общему числу педагогов: в 1998 г1 – 80,9%, в 2001 г1 – 93,6 %. За данный период выросло число педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию: 1998 г. – 38 педагогов, 2001 г. – 51 педагог, из них 24 до 50 лет.
Результаты диагностики профессионального мастерства педагогов (по результатам исследований на основе диагностики Зверевой, адаптированной к школам Октябрьского района г. Барнаула)
Годы (на 01.06.) |
Всего педагогов прошло диагностику |
Уровни |
Примечания | ||
О |
Д |
К | |||
1998-1999 1999-2000 2000-2001 |
24 21 |
2 4 |
16 17 |
6 -- |
1. Диагностика не проводилась для педагогов с высшей квалификационной категорией. 2. Диагностику не проходили учителя, находившиеся в отпусках по уходу за ребенком. |
2. Профессиональная ментальность педагогов (2000 г.)
Выводы: а) Уровень ориентации учителей на ценности недирективной педагогики (субъект – субъектные отношения) – 100% опрошенных:
высокий уровень ориентации – 2%
выше среднего – 45%
средний – 20%
низкий – 5%
б) Степень отвержения ценностей директивной педагогики (17% опрошенных):
высокая степень – нет
выше среднего – нет
средняя – нет
ниже среднего – 2%
низкая степень – 15%
в) Уровень ориентации на ценности директивной педагогики (83% опрошенных):