Управляющая программа гимназии №45
Система внутришкольного управления гимназии №45 характеризуется наличием признаков переходного периода. При характеристике видов управления можно отметить смешение опережающего управления с целевым (по результатам), а то и реактивным. Явлениями опережающего управления является прогноз деятельности в виде модели выпускника, концепция, стратегический план развития. Осуществляется попытка прогнозирования возможного влияния на воспитательную систему проведение общешкольной игры. Формой опережающего управления стало создание программ экспериментальной работы по отдельным направлениям (программы «Индивидуальный учебный блок», «Внедрение элементов новой технологии литературного образования», др.). Но такое перспективное управление не стало системным. Часты в управленческой деятельности явления, свойственные реактивному управлению: слабое материально-техническое обеспечение не позволяет в полной мере прогнозировать развитие материальной базы школы. Управление РОНО, других органов управления образованием носит бессистемный характер, порой сбивая школу с ритма, внося элемент беспорядка в управленческую деятельность.
Сходная картина переходного состояния наблюдается при характеристике участника управления. С одной стороны, прослеживается движение в сторону само и соуправления. Если исходить из предложенных оценок В. Ланрамова, А. Лоренсова, то можно с уверенностью утверждать, что в гимназии сложились и успешно функционируют 2 субъекта управления инновационными процессами: головная команда (на высшем команды разработчиков и уровне внутришкольного управления) реализаторов («функцио- нальные команды»)
Оба субъекта – органы общественного, неформального управления, хотя в головную команду входит большинство официальных руководителей во главе с директором, но кроме того, входит председатель Совета школы, часть учителей. Состав «функциональных команд» очень различен. Некоторые имеют сложившийся состав, растущий за счет новых коллег как правило, это творческие группы учителей, работающие над одной или несколькими, но близкими проблемами. Например, творческие группы педагогов – занковцев, группа учителей немецкого языка, работающая над проблемой обучения немецкому языку как второму, группа учителей литературы, использующая принцип технологии литературного образования проф. Тюпы, другие. Объединяет такие группы разработка и реализация опытно-экспериментальных программ и тесная связь с головной командой. Другой формой «функциональной команды» является инициативная группа чаще всего ее костяк создается администрацией, но затем состав пополняется по ходу деятельности. Такие инициативные группы уже много лет занимаются подготовкой педсоветов. Они же создаются для подготовки и проведения общешкольной игры, по каждому ее туру своя инициативная группа, в состав которой входят учащиеся – члены ученического совета.
Оба субъекта неформального управления не подменяют администрацию, а соучаствуют в управлении, но любое решение вступает в силу с согласия директора.
Но деятельность данных субъектов не свидетельствует о том, что вся система управления перешла в режим само и соуправления. Анализ управленческой ситуации свидетельствует, что часть педагогов, а также значительная часть учащихся выпадают из участия в управленческой деятельности. Режим самоуправления предполагает самосознание участниками образовательного процесса своего участия в иннонной деятельности школы, исходя из основных концептуальных положений. Исследования, проведенные проф. БГПУ О.М. Краснорядцевой показали, что концепция развития гимназии еще не стала основой педагогической деятельности значительной части учителей.
Анализируя управленческую ситуацию необходимо отметить меняющуюся структуру управления. Развитие кафедральной системы, деятельность научно-методического совета под руководством зам.директора по НМР, Совета гимназии, ученического совета с постоянно изменяющимся содержанием в сторону само и соуправления на основе анализа своей деятельности, все это делает возможным перестройку управленческой системы на основе требований современного этапа развития гимназии.
Обобщая характеристику управленческой ситуации можно сделать вывод о том, что наблюдается процесс перехода к управлению опережающему, к управлению, в основе которого лежит самоуправление и соуправление. Данный процесс характеризуется некоторой эклектикой, прорывом в одних направлениях, отставанием в других.
1. Управляющая программа направлена на создание такой системы управления, которая позволила бы осуществить основные цели и направления концепции и стратегического плана развития. Уже сами программные цели направлены на иной подход к управлению: для того, чтобы создать условия для саморазвития, самоопределения, самореализации ученика и для саморазвития, раскрытия творческого потенциала учителя, необходимо перевести управление на горизонтальную систему, разработать вопрос о соотношении централизации и децентрализации. Как итог, перевод управления в режим само и соуправления. П.И. Третьяков в работе «Управление школой по результатам (М.1997, с.85) представляет данный подход в сравнении:
традиционное рефлексивное
процессное управление управление
Функции анализ Функции самоанализ
информации информации
целеполагание самоцелеполагание
планирование самопланирование
организация самоорганизация
контроль (оценка) самоконтроль
регулирование саморегулирование
Результат Результат
Развитие зависит от глубины Глубокая мотивация мотивации. Осознание целого всеми участниками
процесса только руководителям процесса смысла саморазвития.
2. Для перехода в режим самоуправления и соуправления необходимо в основу положить такую концептуальную идею как МПЦУ (мотивационной программно-целевой подход). Сущность его состоит, во – 1х, в изучении мотивации всех участников образовательного процесса, а для создания конкретной управляющей программы участников управленческого процесса, во – 2х, в учете мотивов, в управлении мотивационной сферой с целью перевода ее на высшие потребности. С другой стороны, данный подход предполагает выделение в программе генеральной цели и на основе ее простраивание «дерева целей», как бы опускаясь от генеральной цели по ступеням к задачам психологической и технологической готовности к деятельности в новых условиях. Создание под каждую задачу «исполняющей программы» делает ее реализуемой.
3. Основой управляющей программы является идея опережающего управления. Режим развития предполагает сосуществование на разных стадиях инновационных явлений, затрагивающих все сферы образовательного процесса. Любая инновационная деятельность, будучи экспериментальной, по сути, предполагает выдвижение гипотезы, возможности ее проверки, коррекции, т.е. носит опережающий характер. Опережающее управление меняет содержание функций управления, на первый план выходят такие функции, как: