1) информационно-аналитическая,
2) мотивационно-целевая,
3) планово-прогностическая,
4) организационно-исполнительская,
5) контрольно-диагностическая,
6) регулятивно-коррекционная.
4.Одним из наиболее важных моментов является вписанность программы в рамки имеющихся больших систем. Управляющая программа может быть представлена следующим образом:
Мотивационное програмно-целевое управление предъявляет к процессу выделения основных целей программы такие требования: 1) соответствие сформулированных общих целей ценностным ориентирам членов школьного коллектива; 2) создание условий тесных ценностно-ориентированных связей руководителей с коллективом; 3) возможность творческого состязания в достижении цели. Ценностные ориентиры, определенные в концепции и стратегическом плане развития: 1) личность, способная к самоопределению,
самореализации, саморазвитию; 2) нормы общей и профессиональной мировой культуры. Заявленные ценностные ориентиры с коррекцией на специфическую управленческую деятельность не могут не стать основой при определении целей и задач управляющей программы.
1. Создание диагностической системы по отслеживанию изменений в мотивационной сфере предполагает:
а) выделение показателей, которые лягут в основу диагностики;
б) выделение направлений диагностики, таких как ориентация на позитивное восприятие личности ученика, как стремление изучать, использовать в педагогической деятельности личностно-ориентированные технологии и методики, как рефлексивный характер педагогической деятельности и управленческой деятельности, как мотивация деятельности как таковой;
в) выработку рекомендаций по каждому из направлений с выделением групп педагогов.
2. Разработка программы с различными группами педагогов на основе диагностики предполагает:
а) выделение групп по степени психологической готовности;
по мотивам деятельности на основе двух диагностик;
мотивационной и технологической, в совокупности дающих единую диагностику педагогического профессионализма;
б) на основе рекомендаций выработка форм и методов работы с каждой группой;
в) выделение критериев оценки результативности работы с отдельными группами;
г) определение мест «демонстрации успеха» для каждой из групп, системы стимулирования педагогов.
3. Создание условий для формирования детской общественной организации предполагает:
а) создание системы информированности педагогов об инновациях во внеурочной воспитательной системе (Щуркова Н.Г., Москва):
б) выделение показателей деятельности классных руководителей по созданию и развитию классных общественных организаций, по участию в общешкольных делах, создание системы стимулирования классных руководителей;
в) психологические тренинги и методические семинары классных руководителей на основе рекомендаций по итогам диагностики;
г) развитие системы детского само и соуправления на базе общешкольной игры;
д) обучение учащихся «искусству управления» через имеющиеся внешкольные структуры;
е) создание школьной структуры типа клубной системы по интересам с выходом на классные коллективы и с подготовкой юных управленцев внутри этой системы.
4. Создание системы повышения квалификации кадров участников управленческого процесса в гимназии предполагает:
а) диагностику управленцев по определению уровня психологической и технологической готовности действовать в новой управленческой ситуации;
б) выделение на основе диагностики форм и мест повышения квалификации;
в) психологические тренинги, направленные на формирование черт демократического стиля управления;
г) составление органиграммы на основе новых функций управления;
д) создание системы стимулирования участников управленческого процесса.
Какие условия имеются, какие предстоит создавать для реализации целей и задач управляющей программы?
Наличные условия |
Условия, которые необходимо создавать для реализации программы. |
1) Имеется диагностика, определяющая степень включенности в решение задач, поставленных в стратегическом плане развития школы (например, диагностика профессионально-педагогической установки учителей) 2) Созданы условия для обеспечения технологической готовности педагогов с определением мест повышения квалификации и мест «демонстрации успеха». 3) Созданы условия для широкого вовлечения учащихся в систему внутришкольного управления через а) общешкольную игру; б) применение частью педагогов личностно-ориентированных технологий обучения; в) участие в НОУ. |
1) Создавать адекватную систему стимулирования, т.к. переход в режим само и соуправления предполагает расширение делегирования полномочий. Такая система должна строиться с учетом мотивации участников управленческого процесса. 2) Выявить уровень профессиональной компетентности управленцев, их способность действовать в условиях соуправления. Создавать условия для самореализации управленческих способностей участников внутришкольного управления 3) Создать материальные условия, которые позволяли бы осуществлять разрабатываемые управленческие проекты. |
Отдельная группа условий связана с выработкой показателей результативности, критерии оценки результатов управляющей программы. То есть речь идет о мониторинге, позволяющем отследить, оценить, скорректировать деятельность в рамках управляющей программы. За основу можно взять группы показателей управленческой деятельности, предложенные М. Поташником и А. Моисеевым.
Первая группа: результаты управления определяются по конечным результатам деятельности школы: уровню образованности, воспитанности, развитости ее выпускников.
Вторая группа: результаты управления оцениваются по изменениям в педагогическом коллективе, в учителе.
Третья группа: результаты управления (качество и эффективность) по показателям самого управления.
Каждая группа показателей представляет целую систему, так уровень образованности отслеживается по результатам успеваемости, качества знаний, результатам выпускных экзаменов, количеству медалистов, % поступления в вузы, ссузы. Уровень воспитанности определяется уровнем дисциплинированности (количество учащихся, стоящих на учете в ИДН, на внутришкольном учете, заслуженных на КДН, % посещаемости), уровнем нравственной и правовой культуры, др. параметрами, представленными в модули выпускника. Уровень развитости определяется через участие в предметных олимпиадах различного уровня, в конкурсах внутри и вне школы, в конференциях школьных, городских, типа «Шаг в будущее», в международных программах.
Изменения в педагогическом коллективе измеряются такими параметрами как состояние морально-психического климата, включенность педагогов в инновационную деятельность, мотивация пед. деятельности, диагностика профессионализма, количество педагогов, имеющих категории, участие педагогов в конкурсах, проектах, программах, повышение квалификации педагогов и т.д.