б) Анализ здоровья учащихся в течение их обучения позволяет выявить рост таких видов нарушений здоровья, как нарушение осанки, ВСД, нарушения речи, нервно-психических заболеваний, при стабильном числе нарушений зрения.
в) Большая часть нервно-психических заболеваний выявляется при обучении в 1 – 2 классах, что свидетельствует о недостаточном внимании к здоровью дошкольников. Большинство детей с нарушением осанки имеют ПШОП (патологии шейного отдела позвоночника) как следствия родовых травм. В гимназии разработана и реализуется специальная программа помощи детям с ПШОП и их родителям.
Исследования по выявлению отношений учащихся к гимназии:
1998 |
Вопросы анкеты для учащихся |
Результаты обработки анкеты |
1. Что вы больше всего цените в учителе? |
11 кл.: доброту, взаимопонимание, педагогический талант. 10 кл.: доброту, умение преподавать, справедливость. 9 кл.: доброту, умение преподавать, понимание 7 кл.: доброту, умение учить, справедливость. 5 кл.: доброту, умение учить, понимание. | |
2. Что по мнению детей, учителя больше ценят в учениках? |
11 кл.: ум, знания, старательность. 10 кл.: знания, ум, старательность 9 кл.: знания, трудолюбие, поведение. 7 кл.: поведение, ум, знания. 5 кл.: ум, знания, послушание. 3 кл.: ум, ответственность, знания. | |
3. Ученики не любят, когда учитель … |
кричит на учеников; ставит плохие оценки совершенно несправедливо; занижает оценки, ставит плохую оценку и радуется этому; выбирает себе любимчиков; меняет свою точку зрения; не дает ни единого шанса провинившемуся; срывает зло на детях, обзывает детей; плохо объясняет, а на дом задает много работы; ненавижу, когда учитель видит, что я не знаю, и спрашивает; некоторые учителя похожи на змей; некоторые учителя злюки: ставит плохую оценку и радуется этому; опаздывает и часами болтает во время урока; задает слишком много; орет на меня и не дает досказать мысль; унижает перед всем классом; равнодушный некультурный; упоминает про зарплату; не любит детей, не понимает; выставляет на посмешище, унижает; не обращает внимания на проблемы класса; ведет себя вульгарно; ест во время урока, жует резинку; все учителя продажные; несправедливо ставят оценки. |
Под психологическим климатом понимают эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения.
В 1998-99 году служба поставила задачу определить причины, влияющие на психологический климат в коллективах. Анализ анкет детей, родителей и педагогов школы позволили сделать следующие выводы:
- Ведущую роль в создании комфортного психологического климата в детском коллективе играет классный руководитель.
- Общественная активность детей также влияет на психологический комфорт.
- Успеваемость детей по школьным предметам.
- Родители учащихся оказывают влияние на психологический климат в классах.
Поэтому мы определили ряд мер, направленных на улучшение психологического климата в детских коллективах, ведь уменьшение конфликтных ситуаций – серьезная практическая проблема, стоящая перед психологами школ и классными руководителями.
Результаты социометрических исследований, регулярно проводимых МПС службой показывают, что в половине классов сложились коллективы с равномерной структурой, где больше половины составляют лидеры и предпочитаемые.
На диаграммах представлены результаты социометрических исследований 1996-97 учебного года и 1999-2000 учебного года в сравнении.
Анализ полученных данных показывает, что в целом психологический климат в классах (4 из 7 в 1996-1997 учебном году и 5 из 9 в 1999-2000 учебном году) достаточно благоприятный, тем не менее, есть классы, требующие внимания психолога и классного руководителя.
О психологическом климате в детских коллективах также можно сделать вывод с помощью анкеты, в которой дети рассказывали какие чувства они испытывают, находясь в группе одноклассников во внеурочное время: (опрошено 270 учеников 5,6,7 классов)
Радость 137 чел. Спокойствие 90 чел. Уверенность 110 чел. Заинтересованность 44 Коллективизация 14 |
Безразличие 56 Раздражение 12 Страх 8 Отвращение 6 |
Отношение к школе
Согласно результатам анкетирования детей и родителей у 83% учащихся отмечено позитивное отношение к школе, а безразличное или отрицательное у 17%.
В течение ряда лет психолого-социальная служба проводила исследования, позволяющие определить сферу познавательных интересов учащихся нашей гимназии: Цветовой тест Люшера, позволяющий определить отношение ребят к различным школьным предметам (1995, 1996, 1997, 1998 г.г.), анкета, показывающая эмоциональное состояние детей на различных уроках (1998-1999 учебный год) и характер взаимоотношений между учителем и учениками (1998-1999 учебный год)
Анализ анкеты показал, что существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние детей на уроках, на их отношение к (школьным) предметам: 1) сам учебный предмет (у каждого ученика разные способности, например к математике);
2) учитель, его личные и профессиональные качества (в анкетах дети ставят на 1-ое место);
3) санитарно-гигиенические условия школы;
4) психологический климат в детском коллективе.
Так как второй фактор (личные и профессиональные качества учителя) выдвинут детьми и преподавателями на 1-ое место, то дети отдают предпочтение тем урокам, где учитель строит урок с учетом индивидуальных особенностей детей, где царит благоприятный психологический климат на уроке. (Лившиц И.В., Флора Н.И., Крымова Л.Н. и другие). Уроки этих учителей положительно оценивает 78% - 84% учеников, вне зависимости от собственных способностей.