Математическая обработка данных исследования производилась с использованием статпакета SPSS 16.0. Применялись следующие методы обработки: параметрический критерий t-Стьюдента, дисперсионный анализ ANOVA, критерий корреляции r- Спирмена.
Характеристика группового задания
Согласно специфике теоретического конструкта и особенностям эмпирического исследования, экспериментальное упражнение разрабатывалось с учетом ряда условий. Особое внимание к содержанию задание требуется для контроля побочных переменных. Были определены ключевые требования к экспериментальному заданию, которые представлены ниже.
Длительное выполнение (2 дня) – данное условие необходимо для проявления групповых реакций и групповой работы;
Объемная задача (необходимость распределение задач и делегирования) – это условие требуется для раскрытия руководителем своей роли и проявления феномена руководства. В случае если упражнение будет слишком малым, руководитель группы не сможет в полной степени проявить и выполнить свои задачи;
Новая задача для участников – предыдущий опыт решения задач может оказать существенное влияние на самоэффективность участников, и это условие контролирует данную побочную переменную. Соответственно упражнение составлялось с учетом уровня компетентности и знаний экспериментальной выборки.
Инструкция к упражнению, предъявляемая руководителю, звучала следующим образом:
Вы назначены руководителем рабочей группы консультантов по организационному развитию.
Руководство компании Х представило Вам и Вашей команде задачу по созданию программы мотивации сотрудников.
Программа должна представлять собой документ с описанием предлагаемых мероприятий по повышению уровня трудовой мотивации сотрудников компании.
На выполнение задания Вашей группе отводится 2 дня, в течение которых назначены 2 очные встречи с участниками группы по 80 минут каждая.
С полным текстом задания можно ознакомиться в приложении (Приложение В).
Характеристика выборки
В качестве основной выборки выступили 130 студентов различных курсов Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. Для экспериментальной выборки на роли участников группы были отобраны 22 студента 2-3 курса с низким и среднем уровнем самоэффективности в соответствии со статистическими нормами, представленными в таблице 1. Важно отметить необходимость уравнять группы по основным характеристикам (пол, возраст, уровень самоэффективности участников).
Роли руководителей исполнили 6 студентов старших курсов с высоким и низким уровнем самоэффективности.
Обоснование выборки
В экспериментальных целях в качестве испытуемых-участников и испытуемых-руководителей были отобраны студенты разных курсов. Студенты старших курсов в большей степени могут соответствовать роли руководителя, поскольку, во-первых, обладают большим опытом, а, во-вторых, имеют больший авторитет для группы испытуемых-участников.
Процедура исследования
Процедура эмпирического исследования включает несколько этапов.
I Этап – подготовительный
На данном этапе проводилось предварительное тестирование уровня самоэффективности всех испытуемых. Были измерены показатели самоэффективности 130 студентов Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. Далее для участия в основной фазе эксперимента были приглашены студенты, отобранные по показателям самоэффективности. В качестве испытуемых-участников были отобраны испытуемые с низким и среднем уровнем самоэффективности в соответствии со статистическими нормами (Таблица 1). К исследованию приглашались студенты, показавшие низкий уровень самоэффективности хотя бы по одной из измеренных шкал.
На роли испытуемых-руководителей были отобраны шесть студентов магистратуры Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. Руководители трех экспериментальных групп имели высокий уровень самоэффективности. Другие три руководителя по результатам предварительного измерения – низкую самоэффективность.
Случайным образом испытуемые были разделены на 6 экспериментальных групп. В каждую группу вошел один испытуемый-руководитель и 3-4 испытуемых-участников. Далее экспериментальное воздействие проводилось в этих мини-группах.
II Этап – экспериментальный
Для целей эксперимента каждой группе назначалась сессия очных встреч (2 встречи, распределенные во времени, по 80 минут каждая). Встречи проходили в специально отведенных аудиториях, также испытуемые получили дополнительные материалы для выполнения упражнения: ручки, бумагу, маркеры.
При первой встрече испытуемый-руководитель получал инструкцию к групповому заданию от экспериментатора. Контакт экспериментатора и испытуемых-участников был ограничен с целью сохранения авторитета испытуемого-руководителя и минимизации эффекта экспериментатора. Далее руководитель самостоятельно проводил инструктаж испытуемых и дальнейшую координацию работы группы.
III Этап – повторное тестирование
По окончанию групповых встреч испытуемым предлагалось заполнить ряд методик. Комплект методик отличался для испытуемых-участников и испытуемых-руководителей. Участники заполняли методики по измерению уровня самоэффективности и авторскую методику по субъективной оценке эффективности работы группы и компонентов деятельности руководителя. Испытуемые-руководители заполняли методику по оценке стиля руководства.
Дальнейшие этапы исследования включали обработку, анализ и интерпретацию результатов.
Эмпирические результаты исследования были проанализированы с использование математико-статистического аппарата. Статистическая обработка данных включала несколько этапов. Были оценены межгрупповые различия для выявления причинно-следственных связей и проведен корреляционный анализ.
I Этап – проверка нормальности распределения
Для дальнейшего корректного использования статистических методов анализа данных мы проверили нормальность распределения измеренных показателей. Для этих целей использовался статистический критерий Колмогорова-Смирнова. В таблице 2 представлены результаты анализа.
Уровень значимости по каждому измерению самоэффективности превышает уровень 0,05, следовательно, мы можем делать вывод о том, что наше эмпирическое распределение приблизительно соответствует нормальному. Таким образом, для дальнейшего анализа мы можем использовать параметрические методы: критерий t-Стьюдента для независимых выборок и дисперсионный анализ ANOVA.
Таблица 2 – Статистический критерий нормальности распределения
Название переменной |
Значение критерия Колмогорова-Смирнова |
Уровень значимости | |
Самоэффективность деятельности |
Измерения до экспериментального воздействия |
0,468 |
0,981 |
Самоэффективность общения |
0,836 |
0,486 | |
Общая самоэффективность |
0,874 |
0,43 | |
Самоэффективность деятельности |
Измерения после экспериментального воздействия |
0,691 |
0,725 |
Самоэффективность общения |
0,655 |
0,785 | |
Общая самоэффективность |
0,639 |
0,809 |