В свою очередь определенные характеристики личности руководителя, а именно его самоэффективность, будет оказывать воздействие на самоэффективность участников рабочей группы.
В ходе эмпирического исследования рассматривается проблема самоэффективности в преломлении к организационному контексту. В современных организациях большую роль играет групповое выполнение задач под наблюдением и контролем руководителя. Роль руководителя значительна как для достижения целей группы и организации, так и для личности подчиненного.
Эмпирическое исследование призвано ответить на следующий вопрос. Какое воздействие оказывает личность руководителя на подчиненного? Существующие теории в данной области требуют подкрепления эмпирическими данными и исследованиями. Проблематика исследования состоит в необходимости выявить особенности связей самоэффективности руководителя с самоэффективностью «подчиненных» в ходе групповой работы, так как в отечественной науке данный вопрос недостаточно изучен.
Эмпирический анализ позволит решить вопрос о влиянии самоэффективности руководителя на самоэффективность участника группы. Значимо определить наличие и характер связей.
Целью эмпирического исследования является выявление и анализ взаимосвязей самоэффективности руководителя и участников рабочей группы.
Для достижения данной цели были поставлены методические и эмпирические задачи.
Методические задачи:
Определить и обосновать основной метод исследования;
Выбрать методики для измерения уровня самоэффективности и контроля побочных переменных;
Разработать программу и процедуру эксперимента.
Эмпирические задачи:
Определить и обосновать экспериментальную выборку;
Произвести сбор эмпирических данных согласно программе исследования;
Провести обработку данных с использованием математико-статистических методов и процедур;
Проанализировать результаты и дать смысловую интерпретацию.
Объект исследования
Саммоэфективность участников рабочей группы.
Предмет исследования
Взаимосвязь самоэффективности руководителя и участников рабочей группы.
Гипотеза
Самоэффективность руководителя группы влияет на самоэффективность участников.
Частные гипотезы
1. Высокая самоэффективность руководителя влияет на повышение уровня самоэффективности участников группы.
2. Низкая самоэффективность руководителя влияет на понижение самоэффективности участников группы.
Методы сбора эмпирических данных
Для достижения цели исследования был выбран квазиэкспериментальный план по схеме «тест–воздействие–ретест»:
В качестве независимой переменной выступает уровень самоэффективности руководителя, зависимой переменной – самоэффективность участников группы.
Экспериментальное воздействие состоит в групповом задании, которое участники выполняют под контролем назначенного руководителя.
В рамках эмпирического исследования независимая переменная обозначает номер группы испытуемых-участников, которые выполняли групповое упражнение под контролем руководителя с соответствующим уровнем самоэффективности. Зависимая переменная выражена в суммарном количестве баллов, полученном испытуемыми, по методике определения самоэффективности и отражающем уровень самоэффективности участника по соответствующей шкале.
Вероятными побочными переменными, которые в ходе эксперимента могут повлиять на зависимую переменную, являются:
Условия выполнения группового упражнения;
Личностностные особенности участников;
Личностные особенности руководителя;
Наличие предыдущего опыта решения задач, схожих с экспериментальным упражнением;
Для минимизации риска искажения эмпирических результатов и для обеспечения валидности исследования были выделены способы контроля побочных переменных. Контроль побочных переменных достигается за счет выполнения следующих шагов:
Использование одинакового задания и условий выполнения для всех экспериментальных групп;
Уравнивание участников групп и руководителей по основным показателям (пол, возраст, уровень самоэффективности);
Измерение стиля руководства испытуемых-руководителей;
Анализ анкет участников.
В целях исследования сформировано 6 экспериментальных групп. Каждая группа состоит из одного руководителя и 3-4 участников.
Подобная схема исследования представляется наиболее приемлемой. Благодаря возможности замера показателей до и после взаимодействия мы можем отследить изменения показателей в группе, что при других обстоятельствах достичь практически невозможно.
Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методики.
Уровень самоэффективности испытуемых измерялся при помощи методики «Тест определения самоэффективности Маддукса и Шеера» в переводе и модификации Л. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского (Приложение А). Методика содержит две шкалы измерения самоэффективности: в сфере предметной деятельности и в сфере общения. Методика позволяет операционализировать попытки личности достичь высот в предметной деятельности и межличностном общении.
Оценка самоэффективности осуществлялась с помощью 23 утверждений. Испытуемые отмечали степень своего согласия или несогласия с каждым из предлагаемых утверждений на 11-баллной шкале с диапазоном оценок от -5 на одном полюсе (абсолютное несогласие) до +5 на другом (абсолютное согласие).
Средние значения самоэффективности в сфере деятельности располагаются в интервале значений от +7 до +53 баллов, а в сфере общения – от -7 до +15 баллов. Показатели, находящиеся за пределами этих интервалов, свидетельствуют либо о низкой самоэффективности, либо о высокой. Статистические нормы методики приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Статистические нормы методики измерения самоэффективности на российской выборке
Самоэффективность в сфере общения |
Самоэффективность в сфере деятельности | |
Среднее по шкале |
3,8 |
30,6 |
Ср.кв. отклонение |
11,1 |
23,8 |
самоэффективность руководство стиль методика
Авторская анкета участника эксперимента, направленная на измерение субъективной оценки эффективности работы группы и деятельности руководителя. Анкета предлагалась для заполнения только испытуемым-участникам. Вопросы разрабатывались для получения обратной связи от испытуемых-участников о ходе групповой работы и деятельности руководителя. Испытуемые оценивали по 7-баллной шкале с диапазоном оценок от -3 на одном полюсе до +3 на другом эффективность работы группы, содержание задания, компоненты деятельности руководителя.
Полный текст анкеты представлен в приложении (Приложение Б).
Методика оценки стиля руководства Р. Блейка и Дж. Моутон (Приложение Е) предлагалась для заполнения испытуемым-руководителям после завершения группового этапа эксперимента для оценки возможного влияния стиля руководства на самоэффективность. Предъявление методики до начала упражнения представляется нам нецелесообразным, поскольку экспериментальная ситуация является искусственной и испытуемые-руководители не имели реального опыта руководства.