Значимых корреляций самоэффективности и стиля руководства обнаружено не было. Следовательно, данный фактор не оказал влияние на показатели самоэффективности при повторном измерении.
Анализирую связи самоэффективности участников группы и субъективных оценок эффективности групповой работы и руководителя, следует отметить, что как для общего показателя самоэффективности, так и для отдельных ее компонентов, обнаружены значимые связи самоэффективности и субъективной оценкой эффективности. Более самоэффективные участники группы оценили работу группы как более эффективную. Эти связи имеют вполне логичное объяснение. Еще классики социально-когнитивного подхода, говорили о том, что одним из факторов самоэффективности является позитивный опыт человека. Таким образом, испытуемые эффективность работы которых была выше, в то же время, имели более высокие оценки по уровню самоэффективности.
При более детальном рассмотрении шкалы самоэффективности общения обнаруживаются связи не только с субъективной оценкой эффективности групповой работы, но и оценкой мотивационной функции руководителя. Иными словами, участники с более высоким уровнем самоэффективности после группового упражнения выше оценили мотивационный компонент деятельности руководителя. Руководитель, мотивируя участников группы, воздействует так же и на их социальные навыки, тем самым, влияя на их самооценку эффективности общения.
Следовательно, мы можем говорить о том, что и отдельные аспекты деятельности руководителя имеют связь с самоэффективностью участников группы. Для определения характера связей необходимы более детальные исследования в данной сфере.
Значимые связи субъективной оценки эффективности группы и компонентов деятельности руководителя соотносятся с определением функции руководителя и его задачей по управлению групповой работы. Более высокие оценки получили руководители, чьи группы работали более эффективно. Таким образом, субъективная оценка эффективности работы группы напрямую связана с деятельностью руководителя в ней.
Характер полученных нами результатов позволяет говорить о том, что самоэффективность руководителя влияет в большей степени косвенно на уровень самоэффективность участников группы. Данное воздействие опосредовано характеристиками работы группы в целом. Руководитель в ходе работы группы воздействует не только на подчиненных, но и на задачу, структуру и результат. Эти факторы в свою очередь также воздействуют на личность участника группы. Иначе говоря, более и менее самоэффективные руководители имеют различные результаты групповой работы, которые, в свою очередь, также оказывают воздействие на уровень самоэффективности участников. Структуру полученных связей, на наш взгляд, можно отразить на следующей схеме (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Влияние самоэффективности руководителя на самоэффективности участников группы
Тем не менее, как показало данное исследование, личность руководителя, а именно уровень его самоэффективности, значимо связана с самоэффективностью участников группы после выполнения совместной деятельности.
Анализ средних значений самоэффективности обеих групп позволяют говорить о более высоких показателях самоэффективности участников после взаимодействия с самоэффективным руководителем и более низких показателях самоэффективности участников после взаимодействия с менее самоэффективным руководителем. Таким образом, мы можем говорить о том, что высокая самоэффективность руководителя влияет на повышение самоэффективности участников группы. Также низкий уровень самоэффективности руководителя влияет на понижение самоэффекивности участников группы после взаимодействия. Эти данные подтверждают исходные частные гипотезы.
В нашей работе мы рассматривали взаимосвязь феноменов руководства и самоэффективности. Для выявления причинно-следственной связи феноменов был использован квазиэкспериментальный план по схеме «тест–воздействие-ретест».
В ходе эмпирического исследования получила подтверждение гипотеза о влиянии самоэффективности руководителя на уровень самоэффективности участников рабочей группы.
Были получены данные в поддержку гипотезы о том, что высокий уровень самоэффективность руководителя влияет на повышение самоэффективности участников группы.
Руководитель с низкой самоэффективностью, напротив, влияет на понижение самоэффективности участников группы после совместного выполнения задания.
Также были выявлены статистически значимые связи самоэффективности участников группы после совместной деятельности, оценки эффективности работы и отдельных компонентов деятельности руководителя. Наличие корреляций позволяет нам сделать предположение о том, что влияние руководителя имеет косвенный характер. Влияние опосредовано субъективной оценкой эффективности работы группы.
Заключение
Тематика самоэффективности в приложении к феномену руководства является интересной и значимой областью исследований. Конструкт самоэффективности играет важную роль в деятельности человека. Он во многом определяет результат и эффективность этой деятельности. Описанные в теоретической главе исследования свидетельствуют о широте и многогранности заявленной проблематики.
В рамках данной работы самоэффективность определяется как сочетание представлений человека о своих возможностях и способностях быть продуктивным при осуществлении предстоящих поведения, деятельности, общения и его уверенности в том, что он сумеет реализовать себя в них и достичь ожидаемого объективного и субъективного эффекта.
Для проверки основной гипотезы исследования о связи самоэффективности руководителя и участников группы было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была выявлена причинно-следственная связь самоэффективности руководителя и участников группы. Направление связи – прямое, то есть при высоком уровне самоэффективности руководителя мы получили высокие оценки самоэффективности участников при повторном замере, и наоборот.
Важно отметить тот факт, что влияние руководителя опосредовано характеристиками эффективности работы группы. Иначе говоря, самоэффективность руководителя косвенно влияет на самоэффективность участников группы.
Данные исследования имеют большую практическую значимость и могут, например, служить основанием для разработки комплекса мероприятий по повышению эффективности работы группы и отдельных ее членов. Объектом подобных мероприятий становится руководитель и характеристика самоэффективности руководителя. Актуализируется значимость работы по обучению и развитию руководящего состава в организации как повышение эффективности работы сотрудников.
Кроме того, данные исследования открывают перспективы для дальнейших эмпирических исследований в сфере как самоэффективности, так и групповой работы и руководства. Вероятным продолжением исследования может быть дальнейший анализ специфики деятельности руководителя и ее влияния на участников группы. А также детальный анализ структуры деятельности руководителя и изучение ее связи с самоэффективностью подчиненных. Кроме того, большой интерес представляет перенос исследования из «лаборатории» в условия реальной организации.