Таким образом, самоэффективность представляет собой не черту личности, а особый когнитивный механизм, который позволяет субъекту анализировать свои возможности при выполнении тех или иных действий, обеспечивающий актуализацию их мотивации, формы поведения и возникновение эмоций.
Как уже отмечалось ранее, самоэффективность часто, в особенности в отечественной науке, рассматривают в соотношении с другими психологическими понятиями и феноменами. Можно выделять некоторые общие черты, однако другие понятия полностью не заменяют конструкт самоэффективности.
Так, например, локус контроля, в отличие от самоэффективности, не связан с представлением о своих способностях, он отражает представления субъекта о том, что влияет на результат – собственные действия или внешние силы, такие как удачные обстоятельства или судьба.
Каузальные атрибуции – это воспринимаемые причины позитивных или негативных результатов произошедших событий, в то время как самоэффективность – это воспринимаемые убеждения о своих способностях справиться в будущем с определенной деятельностью. Конструкт воспринимаемого контроля включает в себя представления о средствах, о доступности средств и о контроле, Представления о доступности средств и о контроле сопоставимы с понятием самоэффективности в теории Бандуры. В то же время, самоэффективность отражает личное убеждение человека о наличии у него способностей и способствует развитию мотивации к определенной деятельности, в то время как представления субъекта о своем контроле над результатами не гарантируют возникновения мотивации.
Сходства самоэффективности и уверенности в себе заключаются в том, что оба конструкта описывают представления индивида о своих способностях, однако самоэффективность является только когнитивным конструктом, а у уверенности в себе присутствует эмоциональный аспект. Уверенность в себе является более обобщенной личностной характеристикой, тогда как самоэффективность узкоспецифична в отношении выполняемой субъектом деятельности
А. Бандура считает, что самоэффективность – центральная и очень важная детерминанта человеческого поведения. Она не только непосредственно влияет на мотивационную сферу человека, но и на другие важные детерминанты поведения. На рисунке 1 отражена структура воздействия самоэффективности на личность, по мнению Альберта Бандуры [23].
Рисунок 1 – Влияние самоэффективности на поведение человека
Уровень самоэффективности влияет на цели и стремления человека. В зависимости от уровня самоэффекивности человек устанавливает для себя цели и определяет необходимое количество усилий необходимых для их достижения.
Помимо этого самоэффективность детерминирует те ожидаемые результаты, которые формируются у индивида. Иными словами, ожидаемые человеком результаты деятельности во многом зависят от его представлений о том, как хорошо он справится с задачей в той или иной ситуации. Чем больше у человека уверенности в своих способностях выполнить деятельность, тем выше он устанавливает для себя планку и, тем самым, формирует образ желаемых результатов.
В эту схему помимо прочего включены воспринимаемые возможности и препятствия для достижения целей. Человек, с более высоким уровнем самоэффективности склонен фокусироваться на возможностях, нежели на потенциальных препятствиях, а вероятные ограничения воспринимаются им как преодолимые [32]. Это означает также, что одни и те же условия будут восприниматься по-разному человеком с высокой и низкой самоэффективностью. Одни видят в ситуации возможности для достижения поставленных целей, а другие – препятствия останавливающие их.
Люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Самоэффективный человек, даже сталкиваясь с препятствиями, продолжает двигаться и добиваться цели, превращая трудности и препятствия в источники и инструменты саморазвития.
Можно сказать, что происходит своеобразная «экстериоризация», то есть переход от внутренней уверенности в собственных силах и возможностях к внешнему успешному выполнению действия. Человек способен переводить внутренние ожидания и представления о себе во внешние проявления, достигая необходимых целей и результатов.
Высокая самоэффективность связана с ожиданием успеха и обычно приводит к позитивным результатам. И, напротив, низкая самоэффективность связана с ожиданием неудачи, приводит к неудаче и, тем самым, снижает самоуважение. Личность, считающая себя неспособной справиться со сложными ситуациями, уделяет чрезмерное внимание своим недостаткам и постоянно занимается самобичеванием по поводу собственной некомпетентности. И, наоборот, осознающая себя самоэффективной личность, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для организации своего поведения, и осознанно проигрывает варианты именно успешных действий и решений [17]. Многочисленные эмпирические исследования, посвященные изучению влияния самоэффективности на успешность деятельности, как правило, показывают, что высокая самоэффективность связанна с высокой результативностью деятельности [20; 33; 36], однако в некоторых случаях слишком сильно выраженная самоэффективность может оказаться дисфункциональной. Делается вывод о том, что, хотя традиционно самоэффективность считается линейной характеристикой, необходимо учитывать специфику деятельности, в которой самоэффективность измеряется, и определять ее оптимальный уровень. Так ряд исследований [39] показали, что высокий уровень самоэффективности приводит к излишней самоуверенности и падению эффективности деятельности. Результаты ряда исследований также показывают, что самоэффективность значимо связана с успешностью во взаимодействии с другими людьми. Данные, полученные на детской и подростковой выборке, свидетельствуют в пользу того, что дети с высокой самоэффективностью более уверены в способности контролировать свое общение с окружающими, поэтому демонстрируют просоциальное поведение и популярны среди сверстников. Напротив, низкая самоэффективность связана с физической и вербальной агрессией, что приводит к неудачам в социальной сфере [40]. Исследования в области самоэффективности ведутся зарубежными авторами уже не одно десятилетие. Одним из наиболее популярных направлений исследований является изучение связи самоэффективности и эффективности деятельности человека. А.Стайкович и Ф.Лутанс [36] провели мета-анализ исследований по данной тематике. Авторы отобрали 114 исследований, опубликованных на английском языке с 1977 по 1996 года в различных сферах: клинической, образовательной, организационной. Авторы подтвердили наличие взаимосвязи самоэффективности и результатов профессиональной деятельности. Согласно исследованию в среднем коэффициент корреляции между ними составляет 0,38.
Исследование вопросов самоэффективности в организационном аспекте отмечается авторами как весьма перспективное направление. Теоретиками и практиками изучаются различные аспекты деятельности человека в организации и организационной среде.